Navigation bar
  Print document Start Previous page
 33 of 200 
Next page End  

Б. Выделительные органы и мускулатура
При обсуждении самосохранения Фрейд предполагает, что в самом начале жизни либидо
связывается с потребностью поддерживать жизнь посредством сосания того, что подходит для питья, и
кусания того, что годится в пищу. Но вряд ли простому поглощению пищи есть дело до этой
либидинальной потребности. Леви в своих известных экспериментах со щенками и цыплятами показал,
что у этих групп детенышей, помимо простого потребления пищи, существует самостоятельная
потребность в определенном количестве сосания и клевания соответственно. У людей, живущих в
большей степени благодаря обучению, чем инстинкту, предполагается и большая культурная
изменчивость в отношении врожденных и приобретенных величин потребности. Потенциальные
паттерны, которые не могут быть проигнорированы или сокращены ниже определенного минимума без
риска вызвать неполноценность, и которые, с другой стороны, должны особым образом
провоцироваться посредством средовых процедур, чтобы получить полное развитие, есть именно то,
что мы обсуждаем в данный момент. Тем не менее ясно, что оральный эротизм и развитие социальных
модальностей «получения» и «взятия» опирается на потребность дышать, пить, есть и расти за счет
всасывания.
Какова же самосохраняющая функция анального эротизма? Прежде всего, вся процедура
опорожнения кишечника и мочевого пузыря делается как можно более приятной благодаря чувству
благополучия (в словесной форме: «отлично!»). Это чувство с самого начала жизни должно
компенсировать весьма частый дискомфорт и напряжения, испытываемые по ходу того, как кишечник
учится выполнять свою повседневную работу. Два усовершенствования постепенно придают анальному
опыту (experiences) необходимую полноту, а именно, наступление более регулярного стула и общее
развитие мышечной системы, которое добавляет ось (dimension) произвольного расслабления,
выпускания и сбрасывания к оси жадного присвоения. Эти два усовершенствования вместе говорят о
большей способности чередовать удерживание и выталкивание по желанию. Поскольку речь идет об
анальности в узком смысле слова, на этой стадии очень многое зависит от того, стремится ли
культурная среда сколько-нибудь серьезно относиться к анальной функции. Как мы увидим, есть
культуры, где родители игнорируют анальное поведение и предоставляют старшим детям отводить в
кусты начинающего ходить малыша, с тем чтобы его желание соблюдать нормы в этом вопросе
постепенно совпало с желанием подражать его старшим провожатым. Однако наша западная
цивилизация предпочла отнестись к данному вопросу более серьезно, и степень ее давления на
индивидуума зависит от распространенности нравов среднего класса и идеального образа
механизированного тела. Ибо подобные нравы предполагают, что раннее и строгое приучение к туалету
не только сохраняет приятной домашнюю атмосферу, но совершенно необходимо для развития
аккуратности. Так это или нет, мы обсудим позднее. Но, несомненно, среди невротиков нашего времени
есть и компульсивный тип, отличающийся более механической аккуратностью, пунктуальностью и
бережливостью (в любви так же, как и в испражнениях), чем это было бы полезно для него, а в
долгосрочной перспективе, и для общества. Дрессура кишечника и мочевого пузыря стала, пожалуй,
бесспорно травмирующим моментом воспитания ребенка в широких кругах нашего общества.
Что в таком случае делает анальную проблему столь трудной?
Анальная зона больше любой другой приспособлена к проявлению стойкой приверженности
противоречивым импульсам, потому что прежде всего она - модальная зона для двух конфликтующих
модусов подхода, которые должны стать сменяющими друг друга, а именно, модусов ретенции и
элиминации.
Кроме того, сфинктеры - это лишь часть мышечной системы с ее общей дуальностью
ригидности и релаксации, флексии и экстензии. Развитие мышечной системы дает ребенку гораздо
большую власть над средой в виде умения доставать и держать, бросать и толкать, приближать к себе и
удерживать предметы на расстоянии. Вся эта стадия, которую немцы назвали стадией упрямства,
становится сражением за автономию. Ибо по мере того как малыш готовится обрести бОльшую
независимость, он описывает свой мир в категориях «я» и «ты», «мне» и «мое». Любая мать знает, сколь
сговорчивым может быть ребенок на этой стадии, если он решил, что хочет делать то, что ему вменяют
в обязанности. Однако весьма трудно найти правильный рецепт заставить малыша захотеть сделать
именно это. Всем матерям знакомо, как нежно ребенок (находящийся на этой стадии развития)
прижимается к взрослому и как жестоко он вдруг пытается его оттолкнуть. В том же возрасте дети
склонны копить (тайно хранить) различные предметы и выбрасывать их, цепко держаться за свое
имущество и вышвыривать свои вещи из окна. Все эти на вид противоречивые склонности мы
охватываем формулировкой ретентивно-элиминативных модусов.
Hosted by uCoz