Navigation bar
  Print document Start Previous page
 34 of 200 
Next page End  

Что касается развиваемых на этой стадии новых социальных модальностей, то особое значение
придается простой антитезе отпускания (letting go) и удерживания (holding on);
их пропорция и
последовательность представляют исключительную важность для развития как отдельной личности, так
и коллективных аттитюдов.
Дело взаимного регулирования теперь сталкивается с самым суровым испытанием. Если
внешний контроль вследствие жесткой или слишком ранней дрессуры будет требовать лишения
ребенка возможности постепенно и без принуждения освоить управление кишечником и другими
амбивалентными функциями, малыш снова окажется перед необходимостью двойного бунта и двойного
поражения. Лишенный власти в собственном теле (часто боящийся своих фекалий, как если бы они
были враждебными чудовищами, обитающими в его внутренностях) и бессильный во внешнем мире, он
снова будет вынужден искать удовлетворения и контроля либо посредством регрессии, либо
посредством фальшивой прогрессии. Другими словами, ребенок вернется к более раннему, оральному
контролю, т. е. контролю путем сосания пальца и превращения в хнычащее и требующее заботы
существо; или станет враждебным и назойливым, использующим свои фекалии в качестве боеприпасов
и симулирующим автономию - способность действовать ни на кого не опираясь, которую он на самом-
то деле не приобрел. (В двух наших «образцах» патологии мы наблюдали регрессию к этому
положению.)
Добавляя анально-уретрально-мышечную стадию к нашей карте, мы приходим к варианту,
изображенному на рис. 3.
Рис. 3
Диагональ протянулась до установления ретентивного (3) и элиминативного (4) модусов в
анально-уретральной зоне (нижняя часть кругов) на новой стадии III. Обводкой контуров кругов опять
показана генерализация на всю развивающуюся мышечную систему этих модусов, которые, прежде чем
служить более сложным и разнообразным целям, должно быть, приобрели определенную форму
самоконтроля в отношении дуальной экспрессии, такую как отпускание и удерживание. Там, где такой
контроль нарушен недоразвитиями в анально-уретральной сфере, создаются прочные акценты на
ретенции и/или элиминации в самой зоне (спастическая прямая или ободочная кишка), в мышечной
системе (общая вялость или ригидность), в навязчивой фантазии (параноидный страх враждебных
субстанций внутри собственного тела) и в социальных сферах (попытки контролирования среды
посредством компульсивной систематизации).
Здесь уже можно проиллюстрировать клиническое применение этой пока еще незаконченной
карты. Выше мы отмечали, что наш анально-ретентивный пациент (мальчик) в раннем младенчестве
какое-то время сопротивлялся кормлению, задерживая пищу во рту и вообще сжимая рот. Такое
«девиантное» развитие, которое, конечно, могло бы не оставить того серьезного следа, какой имел
место в данном случае, можно отметить на нашей карте обводкой (II3). Мальчик, отказываясь от
попытки удержать мать (II2), пытался контролировать ситуацию посредством ретенции - фиксации
модуса, которая предопределила ему трудный период на стадии III, где в его обязанности входило
научиться «отпускать» (to let go). Однако подлинный кризис возник в то время, когда мальчик
собирался покинуть эту стадию: он регрессировал и держался изо всех сил.
На карте указаны и другие пути к отступлению, имеющиеся в распоряжении детей. Модусы III2 и
III1
(анально-уретрально-инкорпоративные) хорошо известны педиатрам, вынужденным избавлять
детей от мелких объектов, которые они воткнули в анальное отверстие. В уретральной копии такого
поведения в мочеиспускательный канал вводятся соломинки и тонкие веточки. Подобные буквальные
Hosted by uCoz