Navigation bar
  Print document Start Previous page
 35 of 200 
Next page End  

выражения модуса встречаются, но все же редко. Более обычны фантазии в этом роде; они могут
подготавливать перверзии. Любая анальная фиксация на одном из этих модусов особо предрасположена
подготавливать к гомосексуальному аттитюду с подразумеваемой идеей достижения вечной любви и
контроля путем анальной инкорпорации. У девочек все обстоит иначе благодаря тому, что их
«хваткости» (graspiness) нет нужды оставаться фиксированной в пределах рта или извращенной в
области ануса; она вполне способна переместиться к вагине и господствовать в генитальном поведении.
Мы вернемся к этому вопросу при обсуждении генитальности.
Другой возможный уход «в сторону» - чрезмерное акцентирование модуса III., то есть
использование фекалий в качестве боеприпасов для стрельбы по людям. Это может принять форму
агрессивного испражнения или скрытого выпускания фекальных масс. Искушение поступать подобным
образом сохраняется и у взрослых в виде склонности употреблять ругательства, имеющие отношение к
фекалиям, - магический способ нападения на нашего врага и, к тому же, легкий, если вы способны при
этом выйти сухим из воды.
Какие прочные качества имеют корни в этой мышечно-анальной стадии? Из ощущения
внутренней доброкачественности (goodness) вырастает автономия и гордость; из ощущения
недоброкачественности (badness) - сомнение и стыд. Для развития автономии необходимо устойчиво
проявляемое и уверенно сохраняемое состояние раннего доверия. Младенцу нужно почувствовать, что
его базисное доверие к себе и миру (это сохраняющееся сокровище, спасенное от конфликтов оральной
стадии) не будет поставлено под угрозу внезапным страстным желанием иметь выбор, требовательно
присваивать и упрямо устранять. Устойчивость должна защищать малыша против потенциальной
анархии его пока еще невоспитанной рассудительности, неспособности удерживать и отпускать с
разбором. Окружение ребенка должно поддерживать его в желании «встать на ноги», чтобы малыш не
оказался во власти ощущения, будто он поспешно и глупо выставил себя на показ (что мы называем
стыдом), или не попал в капкан того вторичного недоверия, оглядывания на прошлое, которое мы зовем
сомнением.
Таким образом, автономия против стыда и сомнения
второй нуклеарный конфликт,
разрешение которого составляет одну из основных задач эго.
В. Локомоция и гениталии
До сих пор я не упоминал ни о каких возрастных границах. Сейчас мы приближаемся к концу
третьего года жизни, когда ходьба приобретает легкость и энергичность. В книгах утверждается, что
ребенок «может ходить» значительно раньше этого срока; но для нас он не вполне стоит на своих ногах,
пока способен лишь в течение короткого времени, с большим или меньшим реквизитом, относительно
хорошо справляться с ходьбой. Мы полагаем, эго только тогда включило ходьбу и бег в сферу владения,
когда ощущение тяжести остается в разумных пределах, когда ребенок способен забыть, что он «делает
ходьбу», и, вместо этого, заняться выяснением того, что он может делать с ходьбой. Только тогда ноги
становятся интегральной частью его самого вместо того, чтобы быть приспособленным для ходьбы
придатком.
Оглянемся назад: первой промежуточной станцией была лежачая релаксация. Основанное на
опыте младенца доверие к тому, что основные механизмы дыхания, пищеварения, сна и т. д. имеют
закономерную и привычную связь с предлагаемой пищей и заботой, придает вкус развитию умения
садиться и вставать на ноги. Вторая промежуточная станция (достигаемая лишь к концу второго года
жизни) - способность сидеть не только уверенно, не падая, но и не уставая: проявления большой
ловкости, позволяющей постепенно использовать мышечную систему для более тонкого различения и
более автономных способов отбора и отбрасывания, нагромождения различных предметов (pilling things
up) и разбрасывания их с силой и меткостью.
Третья промежуточная станция обеспечивает ребенка умением самостоятельно и энергично
передвигаться. Ребенок не только готов к обнаружению своей половой роли, но и начинает постигать
свою роль в хозяйстве (economy) или, по крайней мере, понимать, каким ролям стоить подражать. Еще
немного, и он уже может вступать в отношения со сверстниками и под руководством старших детей или
специально присматривающих за ним женщин постепенно включается в детскую политику детского
сада, улицы и двора. Учение носит теперь интрузивный характер и увлекает его всякий раз новыми
событиями и занятиями. Ребенок начинает остро сознавать различия между полами. Все это создает
сцену для инфантильной генитальности и первичного развития интрузивного и инклюзивного модусов.
Конечно же, инфантильной генитальности суждено оставаться рудиментарной, или
Hosted by uCoz