Navigation bar
  Print document Start Previous page
 46 of 200 
Next page End  

Рис. 9
Самые существенные половые различия в использовании игрового пространства суммировались
в следующих модальностях. У мальчиков характерными переменными оказались высота, падение,
интенсивное движение (индейцы, животные, автомобили) и его направление по заданному руслу или
задержка (полицейский); у девочек - статичные интерьеры, незатейливо огороженные, открытые,
отличающиеся мирным характером или подвергающиеся вторжению. Мальчики украшали высокие
строения, девочки - входы (выходы).
Теперь уже ясно, что пространственные тенденции, направляющие эти конструкции,
напоминают о генитальных модусах (обсуждавшихся в этой главе) и фактически находятся в тесном
соответствии с морфологией половых органов. У мужчины - это наружные половые органы, по своей
природе способные к напряжению и вторжению и проводящие высоко подвижные сперматозоиды; у
женщины -
внутренние органы с вестибулярным проходом,
ведущим к неподвижно ожидающей
яйцеклетке. Служит ли это отражением острого и временного акцента на модальностях половых
органов, который возникает вследствие переживания надвигающегося полового созревания? Моя
клиническая позиция (и недолгое изучение «драматических постановок» студентов колледжа) склоняют
меня считать, что господство генитальных модусов над модальностями пространственной организации
отражает глубокое различие в чувстве пространства у двух полов, и что половая дифференциация как
раз и обеспечивает наиболее убедительное различие в принципиальной схеме человеческого тела, а оно
(различие), в свою очередь, соопределяет биологический опыт и социальные роли.
Конструктивную игру можно также рассматривать и как пространственное выражение
множества социальных коннотаций. В таком случае, склонность мальчика изображать направленное
наружу и вверх движение - это, возможно, лишь иное выражение сознаваемой им обязанности показать
себя сильным и агрессивным, подвижным и независимым в нашем мире, достичь «положения в
обществе». Репрезентация интерьеров дома у девочек (которая имеет ясный антецедент в их ранней
игре с куклами) означала бы тогда, что они сконцентрированы на предвосхищаемой заботе о домашнем
очаге и воспитании детей.
Однако эта распространенная интерпретация ставит больше вопросов, чем разрешает. Если,
сооружая эти сцены, мальчики думают, главным образом, о своих теперешних и предвосхищаемых
ролях, почему кукольные фигурки мальчиков чаще всего не используются ими? Полицейский - вот их
любимая фигура; хотя можно с уверенностью сказать: мало кто из них видит себя в будущем
полицейским или считает, что мы ожидаем от них подобного выбора. Почему мальчики не сооружают
никаких спортивных площадок в своих конструктивных играх? При той изобретательности, рождаемой
сильной мотивацией, это могло быть посильной задачей, в чем можно убедиться на примере постройки
одного футбольного поля с трибунами для зрителей и всем прочим. Но оно было построено девочкой,
которая в то время страдала ожирением, обладала мальчишескими ухватками и носила «неестественно
короткую стрижку», что говорит об уникальной детерминации в ее случае.
Hosted by uCoz