Navigation bar
  Print document Start Previous page
 69 of 200 
Next page End  

чувствительным инструментом единого культурного синтеза, пока новый инструмент не окажется
убедительным и неизбежным.
Проблема воспитания индейцев - это, фактически, проблема культурных контактов между
группой служащих - представителей ценностей среднего класса общества свободного
предпринимательства с одной стороны и, с другой стороны, остатками племени, которые, стоит им
покинуть сень правительственной поддержки, всегда оказываются среди неимущих того же общества.
В действительности, древние принципы воспитания ребенка, еще действующие в остатках
племени, подрывают совокупность основ и устоев белой совести. Принцип развития в системе
индейского воспитания утверждает, что ребенку следует позволять быть индивидуалистом, пока он мал.
Родители не выказывают никакой неприязни к телу как таковому и практически не порицают, особенно
у мальчиков, своеволия. Никто не осуждает инфантильных привычек, пока ребенок развивает ту
систему коммуникации между собой и телом, а также между собой и родственниками, на которую
опирается детское эго. И лишь тогда, когда появляется сила в теле и уверенность в себе, от него
требуют подчинения традиции безжалостным пристыживанием через общественное мнение,
сосредоточенное на его актуальном социальном поведении, а не на телесных функциях или фантазиях.
Он инкорпорируется в гибкую традицию, которая строго институционализированным образом
заботится о его социальных нуждах, отводя опасные инстинктуальные побуждения на внешних врагов и
всегда позволяя ему проецировать источник возможной вины на сверхъестественные силы. Мы видели,
сколь неподатливой эта совесть осталась даже перед лицом грубой действительности исторических
перемен.
В противоположность этому, господствующие в западной цивилизации классы, представленные
здесь их бюрократией, руководствовались убеждением, что систематическое регулирование функций и
импульсов в самом раннем детстве есть твердая гарантия более позднего эффективного
функционирования в обществе. Они имплантируют никогда не смолкающий метроном режима
восприимчивому младенцу и маленькому ребенку, который и регулирует его первые опыты познания
собственного тела и непосредственного физического окружения. Только после такой механической
социализации ребенка поощряют продолжать развивать в себе сильного индивидуалиста. Он
неотступно следует честолюбивым устремлениям, однако вынужденно остается внутри
стандартизованного набора профессий, которые по мере усложнения хозяйственной жизни имеют
тенденцию замещать более общие обязанности. Развившаяся до такой степени специализация привела
западную цивилизацию к овладению техникой, но также и к сокрытому в глубинах души
безграничному недовольству и дезориентации индивидуума.
Как и следовало ожидать, вознаграждения одной системы мало что значат для членов другой
системы, хотя ее издержки даже слишком очевидны для них. Несломленный индеец сиу не в силах
понять, к чему еще кроме как к реставрации стоит стремиться, когда этническая и индивидуальная
история уже снабдила его памятью изобилия. С другой стороны, совесть белого человека требует его
непрерывного усовершенствования в погоне за профессиональными занятиями, ведущими ко все более
высоким стандартам. Это усовершенствование,
в свою очередь, требует все более и более
интериоризованной совести, способной бороться с искушением автоматически и бессознательно, в
отсутствие критически настроенных наблюдателей. Индейская совесть, в большей степени озабоченная
тем, как избежать соблазнов внутри системы четко определенных ситуаций славы и позора, обходится
без ориентации в противоречивых ситуациях, разрешение которых зависит от «внутреннего голоса».
Система, лежащая в основе педагогики сиу, - это примитивная система; иначе говоря, она
базируется на адаптации чрезвычайно эгоцентрической и относительно небольшой группы людей,
считающих только себя релевантными роду человеческому, к одному сегменту природы. Примитивные
культурные системы ограничиваются тем, что: а) специализируют каждого отдельного ребенка в одном
главном профессиональном занятии, в данном случае - в охоте на бизонов; б) совершенствуют ту
область мира орудий, которая расширяет пределы досягаемости человеческим телом добычи; в)
используют магию в качестве единственного средства принуждения природы.
Такое самоограничение способствует гомогенности. Образуется устойчивый синтез
географических, экономических и анатомических паттернов, которые в жизни сиу находят свой общий
знаменатель в центробежности, выраженной в ряде таких уже затронутых в нашем обсуждении
вопросов, как: а) социальная организация в форме отрядов, способствующая легкому рассеиванию и
миграции; б) рассеивание напряжения в системе расширенной семьи; в) кочевая технология и охотное
использование лошади и огнестрельного оружия; г) распределение собственности через дарение; д)
отвлечение агрессии на охотничью добычу и чужаков.
Hosted by uCoz