Navigation bar
  Print document Start Previous page
 113 of 229 
Next page End  

Наиболее разработанным вопросом оказался вопрос о психическом
облике наций, хотя понятие это оказывается достаточно трудно поддающимся
операциональному определению. Поэтому предпринят ряд попыток найти такие
эквиваленты этому понятию, которые более доступны для использования их в
эмпирических исследованиях. Как синоним «психическому складу нации»
употребляются понятия «национальный характер», «национальное
самосознание», просто «национальная психология».
В отечественной этнографической литературе имеется солидная попытка
упорядочить всю эту систему предлагаемых определений и дать ту канву, по
которой может быть, хотя бы на описательном уровне, проанализирована
психология этнических групп (Бромлей, 1973). В соответствии с традицией,
сложившейся в социальной психологии больших групп, в психологии
этнических общностей различаются две стороны: 1) наиболее устойчивая часть —
психический склад (куда включаются национальный, или этнический, характер,
темперамент, а также традиции и обычаи, и 2) эмоциональная сфера, куда
включаются национальные, или этнические, чувства.
Несмотря на многочисленные противоречия и споры относительно
содержания национального характера, в конкретных исследованиях обычно
наблюдается довольно большое единодушие при описании черт национального
характера у отдельных национальных групп (храбрость, трудолюбие,
сдержанность и пр.). Что же касается сущности и природы национального
характера, то здесь возникает много дискуссионных проблем: о соотношении
национального характера и характера конкретных представителей данной
национальной группы; о том, могут ли определенные черты характера быть
исключительным достоянием одной национальной группы и полностью
отсутствовать у другой. Национальный характер в качестве элемента
психического склада может быть рассмотрен лишь как фиксация каких-то
типических черт, которые проявляются наиболее отчетливо именно в тех
случаях, когда выступают не отдельные люди, а группы. При выявлении таких
типических, общих черт национального характера нельзя их абсолютизировать: во-
первых, потому что в реальных обществах в любой группе людей
переплетаются национальные и социальные характеристики. Во-вторых,
потому, что любая черта из выделенных в национальных характерах различных
групп не может быть жестко привязана только к данной нации; каждая из них,
строго говоря, является общечеловеческой: нельзя сказать, что какому-то
народу присуще трудолюбие, а другому — общительность. Поэтому речь идет не
столько о каких-то «наборах» черт, сколько о степени выраженности той или
другой черты в этом наборе, о специфике ее проявления. Недаром литература
фиксирует, например, специфику английского юмора (хотя чувство юмора
свойственно, естественно, не только англичанам), итальянской зкспансивности
(хотя в не меньшей степени экспансивными являются и испанцы) и т.д.
Основной сферой проявления национального характера является разного
рода деятельность, поэтому исследование национального характера возможно при
помощи изучения продуктов деятельности: наряду с исследованием обычаев и
традиций особую роль играет здесь анализ народного искусства и языка. Язык
важен еще и потому, что передача черт национального характера осуществляется в
процессе социализации прежде всего при посредстве языка. Относительная
устойчивость черт национального характера, несмотря на изменчивость
социальной среды, объясняется тем, что возникает определенная инерция,
обеспечиваемая путем межпоколенной передачи опыта.
Hosted by uCoz