Navigation bar
  Print document Start Previous page
 124 of 229 
Next page End  

внушении действуют специфические социально-психологические факторы. Так,
например, в многочисленных экспериментальных исследованиях выявлено, что
решающим условием эффективности внушения является авторитет суггестора,
создающий особый, дополнительный фактор воздействия — доверие к
источнику информации. Этот «эффект доверия» проявляется как по отношению к
личности суггестора, так и по отношению к той социальной группе, которую
данная личность представляет. Авторитет суггестора и в том, и в другом
случаях выполняет функцию так называемой косвенной аргументации, своего рода
компенсатора отсутствия прямой аргументации, что является специфической
чертой внушения.
Так же, как это имеет место в ситуациях заражения, при внушении
результат зависит и от характеристик личности суггеренда. Феномен
контрсуггестии иллюстрирует меру сопротивления внушению, которую
оказывает отдельная личность. В практике социальной суггестии разработаны
способы, при помощи которых можно блокировать в определенной степени эту
«психическую самозащиту». Совокупность таких мер предложено называть
«контрконтрсуггестией» (Поршнев, 1968). Феномен контрсуггестии может быть
использован не только для защиты личности от суггестивного воздействия, но и для
опровержения этой защиты. Так, если в качестве средства контрсуггестии
выступает недоверие к суггестору, то путем включения дополнительной
информации о суггесторе можно добиться отклонения этого недоверия, и этот
комплекс мер будет как раз представлять контрконтрсуггестию. Логично,
конечно, предположить, что и в ответ на эти дополнительные усилия личность
постарается выдвинуть новый ряд защитных мер, но до сих пор практические
исследования не углубились далее первого «слоя» контрконтрсуггестии.
В теоретическом плане феномен суггестии изучается в тесной связи с
проблемами социальной перцепции. Анализ общения как процесса познания
людьми друг друга показал, что в структуре такого познания значительную роль
играет предшествующая восприятию заданная (или сложившаяся) социальная
установка, которую можно рассматривать в данном контексте как своего рода
фактор внушения.
В прикладном плане исследования внушения имеют большое значение для
таких сфер, как пропаганда и реклама. Роль, которая отводится внушению в
системе средств пропагандистского воздействия, различна в зависимости от
того, какого рода пропаганда имеется в виду, каковы ее цели и содержание. Хотя
основная черта пропаганды — апелляция к логике и сознанию, а средства,
разрабатываемые здесь, — это преимущественно средства убеждения, все это не
исключает присутствия определенных элементов суггестии. Метод внушения
выступает здесь как метод своеобразного психопрограммирования аудитории, т.е.
относится к методам манипулятивного воздействия. Особенно очевидным является
применение этого метода в области рекламы. Здесь разработана особая концепция
«имиджа», который выступает как звено в механизме суггестии. Имидж — это
специфический «образ» воспринимаемого предмета, когда ракурс восприятия
умышленно смещен и акцентируются лишь определенные стороны объекта.
Поэтому достигается иллюзорное отображение объекта или явления. Между
имиджем и реальным объектом существует так называемый разрыв в
достоверности, поскольку имидж сгущает краски образа и тем самым
выполняет функцию механизма внушения. Имидж строится на включении
эмоциональных апелляций, и искусство рекламы в том и состоит, чтобы
обеспечить психологически действие суггестивных сторон имиджа. Практика
Hosted by uCoz