Navigation bar
  Print document Start Previous page
 193 of 229 
Next page End  

Платонов К.К. Личность как социально-психологический феномен //
Социальная психология.М.,1975.
Платонов К.К. Социально-психологический аспект проблемы личности в
истории советской психологии // Социальная психология личности. М., 1979.
Психология развивающейся личности. М., 1987.
Смелзер Н. Социология. М., 1994.
Шорохова Е.В. Социально-психологическое понимание личности //
Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
Глава    16
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Понятие социализации. Термин «социализация», несмотря на его
широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди
различных представителей психологической науки (Кон, 1988. С. 133). В
системе отечественной психологии употребляются еще два термина, которые
порой предлагают рассматривать как синонимы слова «социализация»:
«развитие личности» и «воспитание». Более того, иногда к понятию
социализации вообще высказывается довольно критическое отношение,
связанное уже не только со словоупотреблением, но и с существом дела. Не давая
пока точной дефиниции понятия социализации, скажем, что интуитивно
угадываемое содержание этого понятия состоит в том, что это процесс
«вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных
влияний», «приобщения его к системе социальных связей» и т.д. Процесс
социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов,
благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и
ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества
(Бронфенбреннер, 1976).
Одно из возражений и строится обычно на основе такого понимания и
заключается в следующем. Если личности нет вне системы социальных связей, если
она изначально социально детерминирована, то какой смысл говорить о вхождении
ее в систему социальных связей. Не будет ли при этом повторяться одна из старых
ошибок в психологии, когда утверждалось, что новорожденное человеческое
существо не есть еще человеческое существо и ему предстоит пройти путь
«гоминизации»? Не совпадает ли понятие социализации с процессом
гоминизации? Как известно, Л.С. Выготский решительно протестовал
против изображения ребенка как существа, которому еще необходимо
гоминизироваться. Он настаивал на том, что ребенок, родившись, уже задан как
элемент определенной культуры, определенных социальных связей. Если
социализацию отождествлять с гоминизацией, то есть все основания крайне
негативно относиться к «социализации».
Сомнение вызывает и возможность точного разведения понятия
социализации с другими, широко используемыми в отечественной
психологической и педагогической литературе понятиями («развитие личности» и
«воспитание»). Это возражение весьма существенно и заслуживает того, чтобы
быть обсужденным специально. Идея развития личности — одна из ключевых
идей отечественной психологии. Более того, признание личности субъектом
социальной деятельности придает особое значение идее развития личности:
ребенок, развиваясь, становится таким субъектом, т.е. процесс его развития
немыслим вне его социального развития, а значит, и вне усвоения им системы
социальных связей, отношений, вне включения в них. По объему
Hosted by uCoz