Navigation bar
  Print document Start Previous page
 2 of 229 
Next page End  

ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее издание предпринято через восемь лет после последнего выхода
учебника в свет. Как минимум два обстоятельства потребовали существенных
изменений.
Прежде всего, это значительные изменения в самом предмете исследования, т.е.
в социально-психологических характеристиках самого общества и,
соответственно, в отношениях общества и личности. Социальная психология, как
известно, решает задачи, предложенные обществом, причем не «вообще» обществом, а
данным конкретным типом общества. Распад СССР и возникновение России как
самостоятельного государства предложили социальной психологии целый ряд новых
проблем, которые потребовали определенного осмысления новой реальности. Так,
утратило смысл определение общественных отношений, существующих в стране, как
отношений социалистических и, следовательно, описание специфических атрибутов
этого типа отношений. Сюда же следует отнести и проблему определения
социальной психологии как «советской социальной психологии» в связи с
радикальным изменением природы общества, в рамках которого она создавалась.
Во-вторых, изменения касаются адресата, к которому обращен учебник.
Первые два издания совершенно определенно были адресованы студентам
психологических факультетов и отделений университетов, поскольку в то время
социальная психология как учебный предмет изучалась именно в этих
подразделениях. Изменения, происшедшие в обществе, одним из своих результатов в
духовной сфере имели бурный рост интереса к социальной психологии не только среди
представителей других академических профессий, но также и среди практиков-
предпринимателей, менеджеров, финансистов. Кроме того, значительное развитие
приобрела и практическая социальная психология, которая осваивает не только такие
традиционные области, как образование, здравоохранение, армия, система
правоохранительных органов, но и предлагает широкую систему специфических
средств и форм социально-психологического воздействия. Трудно удовлетворить
потребности всех этих разнородных групп читателей. Учебник все-таки сохраняется как
учебник, предназначенный для высших учебных заведений, хотя
профессиональные ориентиры в данном издании несколько смещаются: материал
адаптирован к восприятию его не только психологами, но также студентами-
социологами, экономистами, представителями технических дисциплин, т.е.
практически всеми, изучающими в вузах этот предмет.
Все сказанное заставляет меня сделать следующие комментарии общего плана к
настоящему изданию.
Во-первых, я отдаю себе отчет в том, что, несмотря на радикальные
экономические, политические и социальные преобразования в нашей стране, мы не
можем и не должны уходить как вообще от ее истории, так и от истории науки, в
данном случае социальной психологии, сформировавшейся в конкретных
исторических условиях. Может быть, этот факт не так значим для естественных наук, но
весьма принципиален для наук, имеющих дело с человеком и обществом. Поэтому
фрагменты исторического развития социальной психологии в условиях СССР считаю
необходимым сохранить полностью.
Во-вторых, возникает вопрос о роли марксистской философии в
формировании теоретических и методологических основ социальной психологии. Эта
дисциплина в меньшей степени, чем, например, социология или политэкономия, была
ангажирована марксистской идеологией. Однако и здесь элементы
идеологического воздействия, несомненно, имели место. Это проявлялось прежде всего
в акценте на нормативный характер социально-психологического знания, например, в
оценочных характеристиках личностей и групп, в принятии некоторого
«идеала»   личности   и   ее   взаимоотношении   с   коллективом,   соответствующих
Hosted by uCoz