Navigation bar
  Print document Start Previous page
 98 of 229 
Next page End  

объекта исследования: школьный класс, спортивная команда или
производственная бригада. Иными словами, мы сразу задаем некоторый набор
параметров для характеристики состава группы в зависимости от типа
деятельности, с которым данная группа связана. Естественно, что особенно
сильно различаются характеристики больших и малых социальных групп, и они
должны быть изучены по отдельности.
То же можно сказать и относительно структуры группы. Существует
несколько достаточно формальных признаков структуры группы, которые,
правда, выявлены в основном при изучении малых групп: структура
предпочтений, структура «власти», структура коммуникаций. Пример
последней показан на схеме (рис. 10).
Рис. 10. Типы коммуникативных сетей (струтур коммуникаций в группе)
Однако, если последовательно рассматривать группу как субъект
деятельности, то и к ее структуре нужно подойти соответственно. По-видимому, в
данном случае самое главное — это анализ структуры групповой
деятельности, что включает в себя описание функций каждого члена группы в этой
совместной деятельности. Вместе с тем весьма значимой характеристикой является
эмоциональная структура группы — структура межличностных отношений, а
также ее связь с функциональной структурой групповой деятельности. В
социальной психологии соотношение этих двух структур часто рассматривается
как соотношение «неформальных» и «формальных» отношений.
Сам перечень групповых процессов тоже не является чисто технической
задачей: он зависит как от характера группы, так и от угла зрения, принятого
исследователем. Если следовать принятому методологическому принципу, то к
групповым процессам прежде всего следует отнести такие процессы, которые
организуют деятельность группы, причем рассмотреть их в контексте развития
группы. Целостное представление о развитии группы и о характеристике
групповых процессов особенно детально разработано именно в отечественной
социальной психологии, что не исключает и более дробного анализа, когда
отдельно исследуется развитие групповых норм, ценностей, системы
межличностных отношений и т.д.
Таким образом, композиция (состав), структура группы и динамика
групповой жизни (групповые процессы) — обязательные параметры описания
группы в социальной психологии.
Другая часть понятийной схемы, которая используется в исследованиях
групп, касается положения индивида в группе в качестве ее члена. Первым из
понятий, употребляемых здесь, является понятие «статус» или «позиция»,
обозначающее место индивида в системе групповой жизни. Термины «статус» и
«позиция» часто употребляются как синонимы, хотя у ряда авторов понятие
«позиция» имеет несколько иное значение (Божович, 1967). Самое широкое
применение понятие «статус» находит при описании структуры межличностных
отношений, для чего более всего приспособлена социометрическая методика. Но
получаемое таким образом обозначение статуса индивида в группе никак нельзя
считать удовлетворительным.
Во-первых, потому, что место индивида в группе не определяется только его
социометрическим статусом; важно не только то, насколько индивид как член
группы пользуется привязанностью других членов группы, но и то, как он
воспринимается в структуре деятельностных отношений группы. На этот
Hosted by uCoz