Navigation bar
  Print document Start Previous page
 111 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
неизменным с начала XV до XIX века; однако в привилегированных классах ее
конкретное положение меняется, Итальянское Возрождение — это эпоха индивидуализма,
благотворная для процветания всех сильных личностей, без различия пола. Среди женщин
этой эпохи можно встретить могущественных правительниц, как, например, Жанна
Арагонская, Жанна Неаполитанская, Изабелла де Эсте; искательниц приключений,
ставших кондотьерами и с оружием в руках сражавшихся наравне с мужчинами: так, жена
Джираломо Риарио боролась за свободу Форли; Ипполита Фьораменти командовала
войсками герцога Миланского и во время осады Павии привела к крепостным стенам роту
знатных дам. Чтобы защитить свой город от Монлюка, жительницы Сиены собрали три
отряда по три тысячи женщин в каждом, и командовали ими тоже женщины. Другие
итальянки снискали славу своей образованностью или талантами; среди них Изотта
Ногарола, Вероника Гамбара, Гаспара Стампара, Витториа Колонна, бывшая подругой
Микеланджело, и особенно Лукреция Торнабуони, мать Лоренцо и Жюльена Медичи,
перу которой, в частности, принадлежат гимны и жития Иоанна Крестителя и Девы
Марии. Среди этих рафинированных женщин насчитывается немало куртизанок; свободу
нравов они дополняли свободой духа, занимаясь своим ремеслом, обеспечивали себе
экономическую самостоятельность, и ко многим из них мужчины относились с
почтительным восхищением; они покровительствовали искусствам, интересовались
литературой, философией и часто сами писали и занимались живописью: Изабелла де
Луна, Екатерина ди Сан-Челсо, Империя, бывшая поэтессой и музыкантшей,
возобновляют традицию Аспазии и Фринии. И все же для многих еще свобода принимала
только форму распущенности: оргии и преступления итальянских знатных дам и
куртизанок стали легендой.
 
К оглавлению
140 
Подобная распущенность и на протяжении последующих веков была основным видом
свободы среди женщин, которых положение в обществе или состояние освобождали от
расхожей морали; последняя же в целом оставалась такой же строгой, как и в средние
века. Что же касается позитивных свершений, их пока могло быть лишь совсем немного.
Всегда в привилегированном положении оказывались королевы; Екатерина Медичи,
Елизавета Английская, Изабелла Католическая — это поистине великие правительницы.
Весьма почитаемы были и некоторые великие святые. Удивительную судьбу святой
Терезы Авильской можно объяснить примерно так же, как и судьбу святой Екатерины: в
своей вере в Бога она черпает незыблемую веру в себя; доводя до совершенства
приличествующие ее положению добродетели, она обеспечивает себе поддержку своих
духовников и всего христианского мира — это позволяет ей стать выше обычной
монахини; она основывает монастыри, управляет ими, путешествует, смело берется за
дело и упорствует в своих начинаниях с бесстрашием и мужеством мужчины; общество не
чинит ей преград; даже литературный труд не считается дерзостью — духовники
обязывают ее писать. Она с блеском свидетельствует о том, что женщина может
подняться столь же высоко, как и мужчина, если удивительный случай предоставит ей
равные с мужчиной возможности.
Но в действительности возможности их по-прежнему неравны; в XVI веке женщины еще
малообразованны. Анна Бретонская призывает множество женщин ко двору, где раньше
были одни мужчины; она старается окружить себя свитой фрейлин — но больше печется
Hosted by uCoz