Navigation bar
  Print document Start Previous page
 121 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
женщина», некоторое время продержавшуюся под ее руководством, играет весьма
значительную роль. Вслед за этим изданием появляются и другие мелкие журналы, но
требования их весьма робки; они больше добиваются образования для женщин, чем их
эмансипации; именно к повышению уровня женского образования настойчиво стремится
Карно, а вслед за ним и Легуве. Идея женщины-соратницы, женщины, возрождающей
человечество, продержалась на протяжении всего XIX века; ее можно найти у Виктора
Гюго. Но доктрины эти лишь дискредитировали дело женщины, так как вместо того,
чтобы сблизить ее с мужчиной, они ее противопоставляют ему, признавая ее интуицию,
чувство, но не разум. Дискредитировано это дело было и неумелостью тех, кто за него
боролся. В 1848 году женщины основывают клубы, газеты; Эжени Нибуайе издает газету
«Голос женщин», в которой сотрудничает Кабе. Женская делегация отправляется к
парижской ратуше, чтобы требовать «прав женщин», но возвращается ни с чем. В 1849
году Жанна Декуэн предложила себя кандидатом в депутаты и развернула предвыборную
кампанию, которая потонула в насмешках. Были осмеяны и движения «везувианок» и
«блумеристок», расхаживавших в экстравагантных костюмах. Самые умные женщины
эпохи остаются в стороне от этих движений; г-жа де Сталь борется скорее за свое
собственное дело, чем за дело своих сестер; Жорж Санд требует права на свободную
любовь, но отказывается сотрудничать в «Голосе женщин»; ее требования
распространяются главным образом на сферу чувств. Флора Тристан верит, что
искупление народа будет совершено женщиной; но она больше интересуется
эмансипацией рабочего класса, чем эмансипацией своего пола. В то же время Даниэль
Стерн и г-жа де Жирардэн присоединяются к феминистскому движению.
В целом реформистское движение, развивающееся на протяжении XIX века,
благоприятствует феминизму, поскольку ищет
 
152 
справедливости в равенстве. Но есть и примечательное исключение — Прудон. Наверное,
из-за своих крестьянских корней он бурно реагирует на сенсимонистский мистицизм; он
остается сторонником мелкой собственности, а тем самым обрекает женщину на
домашнее заточение. «Домохозяйка или куртизанка» — вот дилемма, перед которой он ее
ставит. До сих пор нападки на феминизм исходили от консерваторов, которые столь же
беспощадно боролись и с социализмом; в частности, «Шаривари» находил в этом
неистощимый источник для шуток; Прудон же разрушает альянс феминизма и
социализма; он протестует против банкета женщин-социалисток под председательством
Леру и мечет громы и молнии в адрес Жанны Декуэн. В труде, озаглавленном
«Справедливость», он утверждает, что женщина должна оставаться в подчинении у
мужчины; только мужчину можно считать социальным индивидом; в супружеской паре
нет места сотрудничеству, что предполагало бы равенство, это — союз; женщина —
существо неполноценное рядом с мужчиной, во-первых, потому, что ее физическая сила
составляет всего лишь Уз от мужской силы, а во-вторых, потому, что интеллектуально и
морально она ниже его в той же пропорции; в целом ее ценность можно измерить
формулой 2х2х2 против 3х3х3, что составляет 9/17 от ценности мужчины. Когда две
женщины, г-жа Адам и г-жа д'Эрикур, ответили ему, одна решительно и твердо, другая —
с не столь уместной экзальтацией, Прудон разразился опусом «Порнократия, или
Женщина в современную эпоху». Между тем, как все антифеминисты, он горячо
воспевает «настоящую женщину», рабу и зеркало мужчины; но при всем благоговении
ему пришлось признать, что жизнь, которую он навязал собственной супруге, не сделала
Hosted by uCoz