Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
женщина», некоторое время продержавшуюся под ее руководством, играет весьма
значительную роль. Вслед за этим изданием появляются и другие мелкие журналы, но
требования их весьма робки; они больше добиваются образования для женщин, чем их
эмансипации; именно к повышению уровня женского образования настойчиво стремится
Карно, а вслед за ним и Легуве. Идея женщины-соратницы, женщины, возрождающей
человечество, продержалась на протяжении всего XIX века; ее можно найти у Виктора
Гюго. Но доктрины эти лишь дискредитировали дело женщины, так как вместо того,
чтобы сблизить ее с мужчиной, они ее противопоставляют ему, признавая ее интуицию,
чувство, но не разум. Дискредитировано это дело было и неумелостью тех, кто за него
боролся. В 1848 году женщины основывают клубы, газеты; Эжени Нибуайе издает газету
«Голос женщин», в которой сотрудничает Кабе. Женская делегация отправляется к
парижской ратуше, чтобы требовать «прав женщин», но возвращается ни с чем. В 1849
году Жанна Декуэн предложила себя кандидатом в депутаты и развернула предвыборную
кампанию, которая потонула в насмешках. Были осмеяны и движения «везувианок» и
«блумеристок», расхаживавших в экстравагантных костюмах. Самые умные женщины
эпохи остаются в стороне от этих движений; г-жа де Сталь борется скорее за свое
собственное дело, чем за дело своих сестер; Жорж Санд требует права на свободную
любовь, но отказывается сотрудничать в «Голосе женщин»; ее требования
распространяются главным образом на сферу чувств. Флора Тристан верит, что
искупление народа будет совершено женщиной; но она больше интересуется
эмансипацией рабочего класса, чем эмансипацией своего пола. В то же время Даниэль
Стерн и г-жа де Жирардэн присоединяются к феминистскому движению.
В целом реформистское движение, развивающееся на протяжении XIX века,
благоприятствует феминизму, поскольку ищет
152
справедливости в равенстве. Но есть и примечательное исключение Прудон. Наверное,
из-за своих крестьянских корней он бурно реагирует на сенсимонистский мистицизм; он
остается сторонником мелкой собственности, а тем самым обрекает женщину на
домашнее заточение. «Домохозяйка или куртизанка» вот дилемма, перед которой он ее
ставит. До сих пор нападки на феминизм исходили от консерваторов, которые столь же
беспощадно боролись и с социализмом; в частности, «Шаривари» находил в этом
неистощимый источник для шуток; Прудон же разрушает альянс феминизма и
социализма; он протестует против банкета женщин-социалисток под председательством
Леру и мечет громы и молнии в адрес Жанны Декуэн. В труде, озаглавленном
«Справедливость», он утверждает, что женщина должна оставаться в подчинении у
мужчины; только мужчину можно считать социальным индивидом; в супружеской паре
нет места сотрудничеству, что предполагало бы равенство, это союз; женщина
существо неполноценное рядом с мужчиной, во-первых, потому, что ее физическая сила
составляет всего лишь Уз от мужской силы, а во-вторых, потому, что интеллектуально и
морально она ниже его в той же пропорции; в целом ее ценность можно измерить
формулой 2х2х2 против 3х3х3, что составляет 9/17 от ценности мужчины. Когда две
женщины, г-жа Адам и г-жа д'Эрикур, ответили ему, одна решительно и твердо, другая
с не столь уместной экзальтацией, Прудон разразился опусом «Порнократия, или
Женщина в современную эпоху». Между тем, как все антифеминисты, он горячо
воспевает «настоящую женщину», рабу и зеркало мужчины; но при всем благоговении
ему пришлось признать, что жизнь, которую он навязал собственной супруге, не сделала
|