Navigation bar
  Print document Start Previous page
 139 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
удалось оставить за собой в мире глубокий след из-за того, что условия жизни не давали
им никакой свободы. Их вмешательство почти всегда было негативным или косвенным.
Юдифь, Шарлотта Корде, Вера Засулич убивают; участницы Фронды готовят заговор; во
время Революции и Парижской коммуны женщины борются бок о бок с мужчинами
против установленного порядка; свободе, лишенной права и власти, дозволено бросить
все силы на отрицание и бунт, но запрещено участвовать в позитивном строительстве;
самое большее, она может окольными путями проникнуть в дела мужчин. К советам
Аспазии, г-жи де Ментенон, принцессы дез Урсэн мужчины прислушивались — но надо
было, чтобы они согласились их слушать. Мужчины охотно преувеличивают это влияние,
когда хотят убедить женщину в ее превосходстве; но на самом деле женские голоса
смолкают, как только начинается конкретное действие; женщины могли спровоцировать
начало войны, но не могли подсказать тактику ведения боя; на политику они влияли лишь
постольку, поскольку политика сводилась к интригам, — истинные же бразды правления
миром никогда не были в женских руках; женщины не оказывали никакого воздействия на
технику и экономику, не создавали и не разрушали государств, не открывали новых
миров. Многие события свершились из-за них, но они были прежде всего предлогом, а не
действующими лицами. Самоубийство Лукреции имело чисто символическое значение.
Угнетенному всегда позво-
 
173 
ляется мученичество; во время гонений на христиан, после социальных или национальных
потрясений женщинам всегда доставалась роль подвижниц; но никогда еще ни один
мученик не изменил лицо мира. Да и манифестации и инициативы женщин приобрели вес,
только когда получили эффективное продолжение в виде принятого мужчинами решения.
Американки, сгруппировавшиеся вокруг г-жи Бичер-Стоу, сильно всколыхнули
общественное мнение против рабства; однако истинные причины войны между Севером и
Югом были далеко не сентиментального свойства. «Женский день» 8 марта 1917 года,
может, и ускорил наступление русской революции — и все же это мог быть только
сигнал. Большая часть женщин-героинь относятся к барочному типу: этакие
авантюристки, оригинальные особы, прославившиеся не столько благодаря важности
содеянного, сколько из-за исключительности своей судьбы; величие Жанны д'Арк, г-жи
Ролан, флоры Тристан, если сравнить их с Ришелье, Дантоном, Лениным, представляется
прежде всего субъективным — это скорее образцовые личности, а не исторические
деятели. Великий человек вырывается из массы и отдается на волю обстоятельств —
женская масса живет в стороне от истории, а обстоятельства для каждой из них — это
препятствие, а не трамплин. Чтобы изменить образ мира, нужно прежде накрепко в него
врасти; но женщины, накрепко укоренившиеся в обществе, — это как раз те, которые
этому обществу покорны. Если только речь не идет о божественном предназначении — а
в этом случае женщины ни в чем не уступают мужчинам, — честолюбивая женщина,
героиня выглядят диковинными существами. Лишь когда женщины начинают чувствовать
себя на этой земле как дома, появляются такие личности, как Роза Люксембург и г-жа
Кюри. Они с блеском продемонстрировали, что не неполноценность женщины определила
ее ничтожную роль в истории, а ничтожная роль в истории обрекла ее на
неполноценность1.
Это особенно бросается в глаза в той области, где женщинам лучше всего удалось
утвердить себя, — в области культуры. Их судьба была глубоко связана с развитием
литературы и искусства; уже у германцев функции пророчиц и жриц возлагались на
Hosted by uCoz