Navigation bar
  Print document Start Previous page
 172 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
культура и ум ставят их почти наравне с мужчиной. Но когда позволяют обстоятельства,
именно супруга может лучше всех удовлетворить требования мужчины. Римский
гражданин видит в матроне личность — в Корнелии и Аррии он владеет своим
двойником. Парадоксально, но именно христианство в определенном плане провозгласит
равенство мужчины и
 
212 
женщины. В женщине оно ненавидит плоть; но если она отречется от себя как от плоти, то
станет таким же, как мужчина, Божьим созданием, искупленным Спасителем; и вот она
уже вместе с мужчинами среди душ, чающих небесных радостей. И мужчины и женщины
— слуги Господни, почти столь же бесполые, как ангелы, вместе при помощи благодати
отвергающие земные искушения. Если женщина согласится отречься от своей животной
природы, она, именно потому, что воплощала грех, станет самым радужным воплощением
торжества избранных, побеждающих грех1. Конечно, божественный Спаситель,
осуществляющий искупление людей, — мужчина; но человечество должно и само
позаботиться о своем спасении, и его призывают выразить свою смиренную добрую волю,
приняв самый униженный и самый порочный облик. Христос — Бог; но над всеми
людьми царит женщина — Дева Мария. Правда, только секты, развивающиеся вне
общества, воскрешают в женщине древние преимущества великих богинь. Церковь
выражает интересы патриархальной цивилизации, где женщине надлежит быть в
подчинении у мужчины. Она может стать благословенной святой, если сделается его
покорной рабой. Так в недрах средневековья складывается совершенно законченный
образ женщины, благоволящей мужчинам: лик Матери Христа окружается сиянием славы.
Это образ, обратный грешнице Еве; она попирает ногой змия; она — посредница в деле
спасения, как Ева была посредницей в деле проклятия.
Женщина страшила прежде всего как Мать; значит, ее следует преобразить и покорить
именно в ее материнской сущности. Негативная ценность в особенности усматривается в
девственности Марии: та, через кого была искуплена плоть, сама бесплотна; никто к ней
не прикасался, никто ею не обладал, У азиатской Великой Матери тоже, по преданию, не
было супруга; она породила мир и царствовала над ним в одиночку; она могла быть
похотливой, если вздумается, но бремя, возлагаемое на супругу, никогда не снижало ее
величия как Матери. Итак, Мария не знала скверны, которую несет с собой половая
жизнь. Уподобленная воительнице Минерве, она — башня из слоновой кости, цитадель,
неприступная твердыня. Античные жрицы, как и большинство христианских святых, тоже
были девственницами: женщина, посвященная добру, должна быть посвящена во всем
великолепии своих нетронутых сил; она должна хранить свое женское начало во всей его
неукрощенной цельности. В Марии отказываются видеть супругу, чтобы превозносить в
ней единственно Женщину-Мать. Но прославлять ее будут, только если она согласится на
отведенную ей подчиненную роль. «Я служанка Господня». Впервые в ис-
Отсюда то особое место, которое отводится женщине, например, в творчестве Клоделя.
 
213 
Hosted by uCoz