Navigation bar
  Print document Start Previous page
 83 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
даже имея дело с землей, человек будет подходить к ней как работник; он обнаруживает,
что почву можно удобрять, что ей неплохо дать отдохнуть, что с такими-то посевами
следует обращаться так-то; он орошает или осушает землю, прокладывает дороги, строит
храмы — он заново создает мир. Народы, оставшиеся под властью богини-матери и
сохранившие материнскую филиацию, тем самым остановились на стадии примитивной
цивилизации. А дело в том, что женщина была почитаема в той мере, в какой мужчина
пребывал рабом собственных страхов и потакал собственной беспомощности — ужас
побуждал его поклоняться женщине, а вовсе не любовь. И чтобы осуществить себя как
личность, ему нужно было прежде всего скинуть ее с престола'. Теперь в созидательной
силе, свете, разуме и порядке он признает главенство мужского начала. Рядом с богиней-
матерью возникает бог — сын или возлюбленный, — который пока еще ниже ее, но как
две капли воды на нее похож и составляет с ней единое целое. Он тоже воплощает
плодородное начало: это бык, Минотавр, Нил, удобряющий долины Египта. Он умирает
осенью и воскресает весной, после того как неуязвимая, но безутешная супругамать
приложит все усилия, чтобы найти и оживить его тело. Эта
1 Разумеется, условие это необходимое, но не достаточное; существуют патрилинейные
цивилизации, застывшие на примитивной стадии, есть и такие, развитие которых пошло
вспять, как у майя. Между обществами с материнским и отцовским правом нет
абсолютной иерархии, но только последние достигли определенного уровня технического
и идеологического развития.
 
106 
пара впервые появляется на Крите, а потом встречается на всем побережье Средиземного
моря; в Египте это Исида и Гор, в Финикии — Астарта и Адонис, в Малой Азии — Кибела
и Аттис, а в эллинской Греции — Рея и Зевс. Потом Великая Матерь лишается престола. В
Египте, где положение женщины продолжает быть исключительно благоприятным,
богиня Нут, воплощающая небо, и Исида — плодородная земля, супруга Нила-Осириса —
остаются чрезвычайно почитаемыми богинями; но верховным божеством все же
становится Ра, бог солнца, света и мужественной энергии, В Вавилоне Иштар теперь всего
лишь супруга Бел-Мардука, именно он сотворяет вещи и обеспечивает их гармоничное
существование. Бог семитов — мужского пола. Когда Зевс воцаряется на небесах, Гее, Рее
и Кибеле приходится отречься от престола, а Деметра остается божеством хоть и
могущественным, но второстепенным. У ведических богов есть супруги, но их почитают
меньше, чем их мужей. Римский Юпитер не знает себе равных1.
Итак, торжество патриархата не было ни случайностью, ни результатом насильственной
революции. С самого возникновения человеческого рода биологические преимущества
позволили мужчине утвердиться как единственному полновластному субъекту; от этих
преимуществ он никогда не отрекался; частично его существование было отчужденным в
Природе и в Женщине; но затем он снова отвоевал его. Обреченная на роль Другого,
женщина также была обречена и на то, что могущество ее будет непрочным, — кем бы
она ни была, рабыней или идолом, ей никогда не суждено самой избирать свой удел.
«Мужчины создают богов, женщины им поклоняются», — сказал Фрэзер. И только
мужчины решают, будут ли их божества женского или мужского пола; женщина всегда
занимает в обществе то место, которое отводят ей мужчины; ни в какие времена ей не
удавалось установить свой закон.
Hosted by uCoz