Navigation bar
  Print document Start Previous page
 249 of 400 
Next page End  

конфронтации и иллюстрации.
7. Интерпретация. Если техники, о которых шла речь выше, привели к подпитке энергией и
обеззараживанию Взрослого, ставшего в результате более сильным и компетентным, психотерапевт
может приступить к завершающему этапу чистого трансактного анализа, кристаллизуя ситуацию и
обеспечивая пациенту ослабление симптоматики и социальный контроль. Если даже не удалось
вывести Ребенка из состояния замешательства, пациент может продолжать идти по пути улучшения при
условии наличия у Взрослого исполнительной власти. Однако психотерапевт может отложить
кристаллизацию, пока Ребенок не будет выведен из замешательства с помощью психодинамической
интерпретации ортодоксального психоанализа. Еще одной альтернативой будет отложить
интерпретацию, пока не удастся стабилизировать Взрослого. Последнее может быть предпочтительнее,
поскольку пациент сможет успешно функционировать в повседневной жизни, параллельно занимаясь
воспитанием «семьи». Психоанализ предполагает необходимость отложить улучшенное
функционирование до завершения терапии.
Интерпретация
«связана с патологией Ребенка. Ребенок представляет психотерапевту свои прошлые
переживания в закодированной форме, а задача психотерапевта — их декодировать и обезвредить,
устранить искажения, помочь пациенту перегруппировать переживания. В этом процессе лучшим
помощником является обеззараженный Взрослый» (Berne, 1966, pp. 242-243).
Ребенок сопротивляется, Родитель также противится интерпретации, встав на защиту Ребенка.
Интерпретация должна использоваться только в том случае, когда на стороне психотерапевта находится
Взрослый пациента, причем Взрослый, обладающий исполнительной властью, а также когда
психотерапевт прямо не противостоит Родителю и не требует слишком многого от Ребенка. От имени
психотерапевта должен выступать его Взрослый, причем психотерапевту следует использовать свой
интеллект, но не прибегать к интеллектуализации.
8. Кристаллизация.
«Техническая задача анализа переноса состоит в приведении пациента в такое состояние, когда
кристаллизующие высказывания психотерапевта окажутся эффективными. Кристаллизация — это
характеристика позиции пациента с точки зрения Взрослого психотерапевта, обращенная ко Взрослому
пациента» (Berne, 1966, р. 245).
В действительности пациенту говорится, что он может перестать играть или может
функционировать нормально, если захочет. Причем выбор остается за пациентом. Ребенок и Родитель
должны быть соответствующим образом подготовлены. Ребенок и Взрослый находятся в хороших
отношениях, поэтому Ребенок принимает кристаллизацию. Родитель может оказать сопротивление,
наблюдая за укреплением здоровья Ребенка, и это сопротивление необходимо преодолеть. Пациента
нельзя подталкивать; если это сделать, его психологическое состояние может действительно
улучшиться, но одновременно возникнут соматические симптомы, вплоть до перелома ноги.
Трансактный анализ завершается кристаллизацией независимо от того, была использована
интерпретация или нет.
При проведении всех этих терапевтических операций психотерапевту рекомендуется следовать
на три шага позади клинического материала, никогда не забегая вперед. Хотя не следует упускать
реального шанса продвижения вперед, психотерапевт «не должен силой преодолевать сопротивление за
исключением необходимости проверить гипотезу, хорошо продуманную и вполне конкретную» (Berne,
1966,
р. 248). Кроме того, во всех своих действиях (кроме определенных типов конфронтации),
психотерапевт должен избегать пересекающихся трансакций; иначе говоря, психотерапевту следует
направлять вмешательство на то из Я-состояний пациента, которое с большей вероятностью на него
отреагирует.
С большинством пациентов психотерапевт функционирует как Взрослый, хотя пациент иногда
желает видеть его в роли Родителя. Время от времени психотерапевт все же может функционировать как
Родитель, в частности давая пациенту разрешение заняться любимым делом или поручая выполнить
какое-либо задание; тем самым психотерапевт освобождает пациента от нежелательных родительских
запретов и наставлений. Когда психотерапевт функционирует как Взрослый, пациент может
воспринимать его как своего Родителя. После того как пациент принимает собственного Взрослого, у
Hosted by uCoz