Navigation bar
  Print document Start Previous page
 315 of 400 
Next page End  

свободы и выбора, лежащие в основе его системы? По-видимому, он не видел конфликта между
подходом феноменологии и его собственной системы к свободе и выбору, однако он отмечал различие
между свойственным науке детерминизмом и принципами своей системы. В своих исследованиях
Роджерс считал детерминированным мир, в котором действуют причинно-следственные связи.
«Исследовать с применением научных принципов можно только часть собственных убеждений» (Rogers,
1964, р. 135).
Вместе с тем он утверждал, что это «не вся правда о жизни... Переживание выбора, свободы
выбора... есть не только глубокая истина, но и весьма важный элемент в терапии» (Rogers, 1964, р. 135).
Эти два убеждения представляются несовместимыми, однако они существуют в разных измерениях, по
аналогии с волновой и корпускулярной теорией света. Они-то и представляют собой парадокс, который
Роджерс считал неразрешимым. Однако он попытался увидеть эту дилемму в новой перспективе.
«Можно утверждать, что при оптимальной терапии человек переживает наиболее полную и
абсолютную свободу. Он желает или выбирает то направление действий, которое представляется
наиболее экономичным по отношению к внутренним и внешним раздражителям, поскольку именно
такое поведение принесет наибольшее удовлетворение. Но с другой точки зрения мы можем сказать, что
те же самые действия, могут определяться всеми факторами, существующими в данной ситуации.
Давайте сравним это с поведением человека, склонного к защитной позиции. Он выбирает данный
конкретный курс, но обнаруживает, что не способен вести себя таким образом. Он детерминирован
факторами конкретной ситуации, однако эти факторы включают его защитную позицию, его отрицание
или искажение некоторых фактических данных. Отсюда его поведение вряд ли принесет полное
удовлетворение. Поведение такого человека детерминировано, однако он не волен сделать
эффективный выбор. С другой стороны, полностью функционирующая личность не только переживает,
но и использует абсолютную свободу, когда спонтанно, свободно и добровольно выбирает то, что
абсолютно детерминировано» (Rogers, 1961 а, р. 193).
Роджерс не претендует на то, что такой подход помогает решить проблему. Конечно, это звучит
не очень убедительно. Утверждение, что детерминированное — это то, что желается и выбирается в
случае полностью функционирующей личности, но не в случае склонной к защите личности,
представляется насильственным или даже морализирующим. Кроме того, можно отметить, что сам
детерминизм определяется природой человека и в то же время служит для определения этой природы.
Вместе с тем может оказаться, что во время терапии защищающийся индивид станет полностью
функционирующей личностью, хотя можно возразить, что такое изменение в данном случае также было
предопределено.
Это противоречие коренится в самих принципах. То, что кем-то принимается за существующее и
истинное, действительно существует и является истинным по определению. Детерминизм допускается
как в науке, так и в феноменологии. Роджерс согласен только с первой частью этого утверждения.
Вероятно, нет необходимости вообще делать такое допущение, чтобы оправдать существование науки
или феноменологии. Как ни парадоксально, люди предпочитают детерминизм; хотя в пользу его нет
убедительных доказательств. Неопределенность и вероятность распространены во многих областях
науки. Роджерс указал на парадокс бихевиориста, проповедующего детерминизм и отрицающего
возможность выбора, который выбирает цели и методы науки и человеческой жизни (Rogers, 1961a, р.
392). Выбор представляется таким же «фактом», как и предопределенность.
Однако можно заметить, что позиция Роджерса не полностью расходится с принципами
феноменологии. Хотя время от времени он допускает существование свободы и выбора, он обычно
говорит о переживании или ощущении свободы и выбора. Это переживание или ощущение имеет явно
феноменологическую природу, а с позиции феноменологии реальность для индивида составляют его
переживания или ощущения. Признание преимущественной важности восприятия клиентом
психотерапевта, а не собственно личности или техник психотерапевта, как считают другие, также
говорит о феноменологическом подходе. Исследования, посвященные этому феноменологическому
параметру, подтвердили его значимость.
Заслуживает внимания и то, что ситуация не обязательно представляет собой дилемму или/или.
Свобода не может сосуществовать с детерминизмом, и наоборот. Ни одна из концепций не имеет
смысла без другой, а обе они составляют конструкт (как противоположности), по терминологии Келли.
Hosted by uCoz