Navigation bar
  Print document Start Previous page
 51 of 400 
Next page End  

Становление и развитие
Некоторые предпосылки теории Адлера можно отыскать в его биографии: он был болезненным,
слабым ребенком и прилагал немалые усилия, чтобы это преодолеть. Позднее, занимаясь общей
медицинской практикой, он наблюдал множество «официантов, акробатов и художников, чье
благосостояние целиком зависело от физических навыков» (Manaster, 1977, р. 10), что также повлияло на
представления Адлера о физической слабости, органической неполноценности и их воздействии на
формирование личности. Все это в конце концов привело его к созданию концепции компенсации и
гиперкомпенсации (для преодоления неполноценности), что применимо к биологическим, равно как и к
психологическим процессам.
Один из наиболее информированных исследователей жизни Адлера Ансбахер разделил работы
Адлера (1898-1937) на четыре периода развития (Н. L. Ansbacher, 1978). Первый период охватывает
1898-1907 гг. и «предшествует созданию четкой концепции человека». Адлер пытается разобраться в
значении для последующей жизни индивида проявлений органической, физиологической
неполноценности (см. главу 1 в кн. Ansbacher & Ansbacher, 1964). Второй период охватывает 1908—
1917 гг. и «предшествует социальному интересу». Адлер впервые обращает внимание на влечение к
агрессии, затем переключается на «мужской протест» и «жажду власти» (см. главы 1 и 2 в кн. Ansbacher
& Ansbacher, 1964), и наконец происходит смещение к более субъективной, индивидуальной
психологии.
Третий период длится с 1918 по 1927 г., это период «социального интереса как переноса». Здесь
оформляется концепция социального интереса (чувства сопричастности к другим), социальный интерес
представляется важной силой, которая ограничивает или препятствует проявлению влечения к агрессии
и жажды власти. В этот момент в теории Адлера сосуществовали две противоположные
мотивационные силы: агрессивная сила, связанная с жаждой власти, и сила социального интереса.
Согласно Фергюсону (Ferguson, 1989), «Адлер считал социальные узы более фундаментальными для
людей, чем индивидуалистические устремления...» (р. 357).
Ансбахер определил 1928-1937 гг. как период «социального интереса как когнитивной функции».
Здесь социальный интерес, который Ансбахер (Ansbacher, 1968) называл наиболее характерной
концепцией Адлера, стал представляться когнитивной функцией, которую следует развивать и которая
задает направление индивидуальным стремлениям. В этот период произошли также следующие важные
изменения:
«а) Адлер «переключился с индивидуального превосходства на фундаментальную мотивацию
человека к принадлежности...».
б) Он «придал новый смысл превосходству, перенес акцент с социального превосходства на
превосходство задачи».
в) Он «признал, что ощущение социальной неполноценности отражает неуважение индивида к
себе и сомнение в своей адекватности, что отличается от преходящих ощущений неполноценности,
связанных с конкретным заданием или ситуацией».
г) «Потребность в принадлежности и взаимосвязи с окружающими является фундаментальной
человеческой мотивацией, и увязана с задачей внесения собственного вклада в общее дело»» (Ferguson,
1989, pp. 357-359).
Разработанная Адлером система индивидуальной психологии демонстрирует любопытную
эволюцию мысли; вмешательство основывается на последнем периоде, «социальном интересе как
когнитивной функции». Из краткого обзора становления и развития Адлера как исследователя мы
видим, что к 1930-м гг. «Адлер перешел от своей первоначальной концепции органической
неполноценности и более поздних представлений об устремлениях к власти и социальному
превосходству к акценту на потребности в принадлежности и на стремлении внести вклад в
благосостояние человечества» (Ferguson, 1989, р. 361). Учитывая эти изменения, подходящим
заключением к этому разделу могут служить слова Ансбахера (Ansbacher, 1978): «Безвременная смерть
Адлера в возрасте 67 лет оставила открытым вопрос о том, как бы развивалась его теория, проживи он
дольше» (р. 145).
Hosted by uCoz