Navigation bar
  Print document Start Previous page
 59 of 400 
Next page End  

следующие техники.
Моделирование. Психотерапевту, прежде всего, следует быть хорошим образцом для пациента в
моделировании сотрудничества, заботы, чуткости, дружелюбия и социального интереса. «Задача врача
или психолога состоит в том, чтобы дать пациенту опыт общения с дружески расположенным собратом,
а впоследствии перенести пробудившийся социальный интерес на других людей» (Adler, в кн. Ansbacher
& Ansbacher, 1964, p. 341). Эмпатия, уважение, забота — вот важнейшие характеристики модели.
Парадоксальные стратегии. По мнению группы авторов (Mozdzierz, Macchitelli, and Lisiecki,
1976), Адлер был первым представителем западной цивилизации, который стал использовать и описал
парадоксальные стратегии. Пациентам можно рекомендовать «никогда не делать того, что не нравится»,
«воздерживаться от занятия нелюбимым делом» или «не переставать тревожиться, но одновременно
думать о других» (Adler, в кн. Ansbacher & Ansbacher, 1964, pp. 346-347). При этом можно высказать
предположение, что состояние пациента, скорее всего, ухудшится, произойдет откат назад,
определенная регрессия. Это предположение имеет целью вызвать у пациента реакцию, направленную
на предотвращение реализации сделанного психотерапевтом прогноза. В некоторых случаях можно
предложить пациенту усилить ту самую симптоматику, от которой они хотели бы избавиться (в
частности, рекомендовать при навязчивом мытье рук делать это еще чаще). Не встречая
противодействия своему симптому, а напротив, получая поощрение, пациент, согласно теории, яснее
видит его нелепость и начинает более реалистично оценивать ситуацию.
Поощрение. В связи с тем, что эмоциональные нарушения неизбежно отражают неодобрение,
важным компонентом терапевтического процесса является поощрение. «На всем протяжении лечения
не следует забывать про поощрение» (Adler, в кн. Ansbacher & Ansbacher, 1964, p. 342). В чем же
одобрение заключается? Согласно Ансбахеру (Ansbacher and Ansbacher, 1964), сам Адлер определял
поощрение как «активацию социального интереса». Однако с практической точки зрения, полезным
будет другое определение.
«Поощрение может принимать различные формы, в зависимости от этапа процесса
консультирования. Вначале вы даете клиентам понять, что цените их, когда внимательно выслушиваете
их рассказ, заслуживаете их доверие, принимая их как полноправных участников процесса. На этапе
оценивания... вы поощряете клиента к осознанию своего права выбора и способности к изменению. На
этапе переориентации вы ободряете индивида, вселяете в него смелость, побуждая к изменениям. Таким
образом, поощрение является важнейшим элементом процесса консультирования» (Dinkmeyer et al., 1987,
p. 124).
Интерпретация. Как и в психоанализе по Фрейду и Юнгу, интерпретация играет в
психотерапии Адлера важную роль. Вместе с тем фокус интерпретации в системе Адлера совершенно
иной. Интерпретация направлена на телеологический (направленный на цель) аспект пациента — на
то, к чему индивид стремится. Интерпретации излагаются ненавязчиво, например, начинаются с фраз
типа «Возможно...» или «Хотелось бы узнать...». Вот несколько примеров интерпретаций по Адлеру:
«Возможно, вы ведете себя именно так, потому что хотите показать ей, что владеете ситуацией?» или
«Хотелось бы узнать, не делаете ли вы это для того, чтобы отомстить ей?» В первом примере цель
индивида — власть; в последнем — месть. Посредством интерпретации можно помочь пациенту
осознать происходящее.
Поймать себя за руку. Пациентам можно рекомендовать ловить себя на действии или
симптоме, которые им неприятны. Для этого требуется определенное осознание симптома и
обстоятельств его возникновения (например, отмечать свое неуверенное поведение). Если длительно
ловить себя на каком-то действии, можно надеяться, что с каждым разом это будет происходить немного
раньше. В конце концов, пациент научится предотвращать симптом до его возникновения и в итоге
станет вести себя более конструктивно.
Поступать «как если бы». Пациенты часто говорят: «Я не могу этого сделать» (например,
«завести друзей», «публично выступать», «расслабиться»). Психотерапевты поощряют своих пациентов
вести себя так, как если бы они это могли; им предлагают сыграть роль, пусть и небольшую. Если
пациент боится подходить к незнакомым людям и вступать в разговор, ему предлагается представить
себе, что он может это сделать, к примеру, в течение ближайших двух дней подойти к одиноко сидящему
индивиду и поговорить с ним в течение минуты. Поступая так, словно их страхов не существует,
Hosted by uCoz