Navigation bar
  Print document Start Previous page
 25 of 192 
Next page End  

негативных чувствах, они стыдятся и вынуждены прятать их за социальным фасадом. Это факт
истолковывается ими как нечестность по отношению к людям. Поэтому многие из них говорят, что сама
по себе возможность открытого выражения эмоций, возможность «быть самим собой» помогает им
почувствовать себя честными и искренними.
Диапазон эмоционализированных установок, вызывающих стыд у пациентов, очень широк. Это
и ослабление способности проявлять или даже испытывать любовь, хроническое раздражение по
отношению к близким, постоянная тревога. Кроме того, многие пациенты стыдятся своего плохого
настроения, понимая, что оно не соответствует их вполне благополучной жизненной ситуации. От
многих из них приходится слышать: «У меня есть все, чего только можно желать, но это не радует меня
и не приносит мне счастья». Пациент ругает себя за то, что не испытывает благодарности судьбе,
чувствует себя виноватым перед людьми и недостойным их доброты. Более того, у некоторых
пациентов отмечается выраженное ухудшение состояния, когда родные и друзья начинают выказывать
им особое внимание или заботу.
Только в контексте терапии у пациента появляется возможность свободного обсуждения своих
эмоциональных реакций. Но даже здесь пациент не склонен говорить о своих «постыдных» реакциях,
пока терапевт не установит с ним раппорт и сам не затронет эту болезненную тему. «Самораскрытие»
снимает напряжение, вызванное подавлением или утаиванием чувств. Видя, что терапевт принимает и
понимает его негативные реакции, пациент освобождается от чувства вины и постоянного
самобичевания.
Многие пациенты испытывают облегчение, если им удается поплакать во время сессии.
Свободному плачу, по-видимому, изначально присущ терапевтический эффект, и этот эффект
реализуется, если пациент чувствует, что может открыто выражать свои эмоции и никто не осудит его
за них. Однако некоторые пациенты (особенно мужчины) считают плач проявлением слабости. Другие
совсем не в состоянии контролировать свой плач и могут проплакать всю сессию; в этом случае
терапевту приходится использовать специальные стратегии (отвлечение или поведенческий контроль),
чтобы снять эту проблему. Как будет показано в одной из последующих глав, обучение способам
контроля над плачем может быть важной предпосылкой конструктивной коммуникации терапевта с
пациентом.
Терапевту необходимо постоянно помнить о том, что он лечит не себя, а пациента. Иными
словами, он не должен использовать терапию для решения собственных проблем. Мы слышали об
отдельных терапевтах, которые так сопереживают своим пациентам, что плачут вместе с ними.
Терапевтическая ценность подобного взаимообмена заключается в том, что он служит мостом,
связывающим терапевта с пациентом. Однако нужно помнить, что на это решаются только очень
опытные терапевты, точно знающие, в какой момент уместно дать волю собственным чувствам.
Высвобождение эмоций
Говоря о «высвобождении эмоций», мы, конечно, используем метафору. Метафора основана на
представлении о некоем внутреннем и кумулятивном источнике эмоции. Внутренняя логика этого
представления предполагает необходимость периодического разряда «накопившейся энергии». Однако
многие терапевты воспринимают этот словесный оборот слишком буквально и изо всех побуждают
пациента к высвобождению эмоции, не обременяя себя вопросом, действительно ли тот испытывает ее.
Некоторые представители школы «переживания» считают, что «аккумулированные эмоции» являются
источником всех проблем и что стоит только «высвободить» чувства, как произойдет чудо и пациент
излечится. Разумеется, пациент, выразив свои чувства, может почувствовать улучшение, однако этот
терапевтический эффект, как правило, бывает непрочным; более того, если терапия сводится только к
переживанию и выражению эмоций, состояние пациента в последующем может ухудшиться.
В отличие от терапевтов пациенты порой впадают в другую крайность. Некоторые просто
стыдятся выражать свои чувства. Они готовы рассуждать о своих негативных эмоциях, но считают
постыдными такие формы выражения чувств, как рыдания, гневные вспышки, крик или стискивание
кулаков, и тем самым закрывают для себя возможность «катарсиса». В таких случаях следует сначала
выяснить, что именно мешает пациенту открыто выражать свои чувства, чтобы затем совместно
устранить эти внутренние запреты.
Нужно дать понять пациенту, что не существует постыдных или «неприемлемых» чувств, что
любое чувство может быть предметом обсуждения. Однако терапевт должен соответствующим образом
структурировать сессию, дабы не оказалось, что все ее время отдано под «эмоционирование». Если
Hosted by uCoz