Navigation bar
  Print document Start Previous page
 26 of 192 
Next page End  

эмоциональные реакции пациента основаны на иррациональных идеях или представляются
чрезмерными, важно побудить его исследовать когнитивные предпосылки этих чувств. Довольно часто
пациенты направляют свое раздражение на терапевта. Терапевт должен быть готов к такой ситуации и
должен помнить, что эти негативные реакции являются частью нормального спектра эмоций у лиц,
страдающих психологическими расстройствами, и потому к ним нужно относиться спокойно. Однако
постоянные выпады пациента в адрес терапевта могут снижать продуктивность терапевтических сессий.
Пути решения этой проблемы обсуждаются в специальной главе.
Точно так же теплые чувства тоже порой представляют проблему. Некоторые пациенты вязнут в
своем чувстве благодарности к терапевту и уже неспособны двигаться дальше. Контрпродуктивный
эффект может иметь и пресловутая реакция «переноса». Одни пациенты пытаются прекратить терапию,
страдая от неразделенной любви к терапевту, другие, напротив, постоянно ищут встречи с ним, чтобы
объясниться ему в любви или в надежде осуществить свои эротические мечты. Если пациент пытается
прекратить лечение, терапевт должен побудить его рассказать о своих чувствах, чтобы совместно
исследовать их. В любом случае существует целый ряд техник, помогающих преодолеть такого рода
реакции.
Например, если пациентка «влюбляется» в своего терапевта, тот может предложить ей записать,
что именно привлекает ее в нем, и затем обсудить, насколько сложившийся у нее образ соответствует
реальности. При таком исследовании обычно обнаруживается, что пациент идеализирует терапевта,
приписывая ему несуществующие достоинства.
Аналогичным образом строится работа с гневными реакциями пациента. Терапевт просит
пациента написать, что именно раздражает его в терапевте, и затем они вместе исследуют список
негативных характеристик, чтобы подтвердить их конкретными примерами. Эти техники вплетены в
общий процесс «проверки реальностью», который является неотъемлемой частью когнитивной терапии.
Очень важно правильно определить, в какой момент следует прервать гневную тираду пациента,
ибо, с одной стороны, пациент должен иметь возможность выразить свои негативные чувства, а с
другой стороны, нельзя позволить ему дойти до точки «кипения», когда гнев становится
неконтролируемым и приобретает самопорождающее качество. Некоторым пациентам не составляет
труда после выражения гнева спокойно откинуться в кресле и проанализировать свою реакцию; иными
словами, они спонтанно начинают проверять, имелись ли реальные основания для этой реакции.
Другим пациентам для достижения терапевтического баланса между эмоциональным выражением и
рациональным обсуждением требуется постоянный контроль терапевта. Результаты некоторых
экспериментальных работ Роберта Грина и Эдварда Мюррея (Green, Murray, 1975) показывают, что
эмоциональное высвобождение облегчает процесс рационального реструктурирования.
Если пациент начинает чувствовать себя лучше после выражения эмоций, это может стать
началом благоприятного цикла. Многие депрессивные пациенты уже не надеются на улучшение, и этот
позитивный опыт, как и любые признаки улучшения, помогает им обрести надежду и укрепляет их
мотивацию к сотрудничеству с терапевтом.
Глава 3. Терапевтические отношения в контексте когнитивной терапии
Когнитивная терапия состоит из ряда специфических техник, применение которых носит
планомерный и последовательный характер и осуществляется с учетом индивидуальных особенностей
пациента. Как и другие психотерапевтические техники, когнитивные техники подразумевают
определенный тип межличностных отношений. То, как терапевт использует методы и приемы
когнитивной терапии, непосредственно влияет на характер отношений между терапевтом и пациентом,
и наоборот.
В этой главе описаны общие характеристики терапевтического сотрудничества и качества
терапевта, которые, по нашему мнению, облегчают применение специфических техник когнитивной
терапии. Руководствуясь этими принципами, терапевт может оценить свои установки и уровень
технического мастерства. Кроме того, в данной главе рассказывается о том, как подготовить пациента к
терапии, как составить план лечения и как проводить целенаправленные терапевтические сессии.
Требования к терапевту
Общие требования, которым должен отвечать терапевт, чтобы успешно осуществлять
Hosted by uCoz