Navigation bar
  Print document Start Previous page
 49 of 192 
Next page End  

попросить его изложить, как он понял слова терапевта. Вот что ответила пациентка на
вышеприведенное резюме терапевта:
«Теперь я понимаю, что замечала только дурное в поведении Джонни. Меня так мучила мысль,
что он вырастет плохим человеком, и я так злилась на него, что даже не пыталась выяснить, что же там
на самом деле произошло. Мне нужно поговорить и с учителем, и с самим Джонни... Если я правильно
поняла, вы советуете мне перестать ругать мужа, когда он поздно приходит домой. Да, я думаю нужно
начать с этого, а потом, возможно, я смогу прямо спросить его, не появилась ли у него другая женщина.
Пока же мне надо попытаться выбраться из депрессии. Если я буду следить за собой, стану более
привлекательной, мне легче будет решить проблему с мужем.»
В данном случае пациентка не только восприняла выводы терапевта, но и предложила
возможные способы решения проблем.
3. О третьем типе обратной связи мы упоминали выше. Терапевт пытается выяснить, не
вызывает ли интервью контрпродуктивные реакции у пациента. Если терапевт чувствует, что они с
пациентом «топчутся на месте», он должен поинтересоваться, о чем думает пациент.
В любом случае в конце сессии полезно расспросить пациента о его отношении к состоявшемуся
интервью, чтобы предотвратить развитие «отставленных» негативных реакций. Терапевт может,
например, спросить: «Мы затронули с вами довольно много тем. Не было ли моментов, когда какие-то
мои слова казались вам обидными или неприятными? Может быть, что-то было вам непонятным? Не
упустили ли мы с вами чего-то важного?» При таких расспросах может выясниться, что пациент
неправильно истолковал или не до конца понял какие-то заявления терапевта.
4. Точно так же, поручив пациенту какое-то задание, терапевт может спросить: «Как вам это
задание? Хотелось бы вам попробовать выполнить его или оно кажется вам обременительным?» Только
предоставив пациенту возможность выбора, терапевт вправе рассчитывать на искренний ответ.
5. И наконец, необходимо выяснить, как пациент отреагировал на предыдущее интервью.
Поскольку пациенты склонны сообщать терапевту скорее о позитивном отношении к интервью и
домашним заданиям и утаивать негативные реакции, последние требуют особенно внимательного
исследования.
Глава 6. Сессия за сессией: обычный курс терапии
Общее описание курса
В этой главе описан конкретный случай применения когнитивного подхода при лечении
депрессии. Мы выбрали данный пример потому, что он отражает типичные реакции пациента на
когнитивную терапию, включая различные «спады» и «преграды». Как бы нам ни хотелось дать как
можно более подробное описание, мы в состоянии представить только важнейшие данные в
интерпретациях терапевта.
Терапия началась с обоснования когнитивного подхода и обсуждения реакций пациентки на
представленную модель. Для ознакомления с общими понятиями пациентке было предложено прочесть
брошюру «Как победить депрессию». После этого терапия сосредоточилась на имевшихся симптомах
депрессии, поначалу — на поведенческих и мотивационных нарушениях. Когда в поведении и
мотивации пациентки произошли существенные сдвиги, терапевт направил свои усилия на изменение
содержания и паттернов мышления.
Примечание. Как показывает наш опыт, при умеренной и глубокой депрессии терапевтические
сессии должны проводиться поначалу дважды в неделю. Согласно протоколу, составленному Рашем
(Rush et al., 1977), пациенту требуется максимум 20 сессий на протяжении 15 недель. Внедряя этот план,
мы обнаружили, что терапия пациентов данной группы (средний показатель по Шкале депрессии Бека =
30,2) занимает в среднем 11 недель и состоит из 15 терапевтических сессий. Таким образом, в среднем
пациент получал когнитивную терапию дважды в неделю в течение 4 недель и затем раз в неделю на
протяжении 7 недель.
Очевидно, однако, что частота сессий и общая продолжительность терапии должны
устанавливаться с учетом потребностей конкретного пациента. Глубоко депрессивной пациентке,
случай которой описан в данной главе, потребовалось 22 сессии, и весь курс терапии занял 14 недель
(дважды в неделю в течение 8 недель; раз в неделю в течение 6 недель).
О динамике состояния пациентки свидетельствуют ее показатели по Шкале депрессии Бека
Hosted by uCoz