Navigation bar
  Print document Start Previous page
 149 of 264 
Next page End  

негативны (скажем, растет преступность), люди могут использовать их с целью оправдания
дискриминации, которая оказывает им поддержку: «Если мы установим с этими людьми добрососедские
отношения, то наша собственность упадет в цене».
Так значит, причина всего перечисленного — дискриминация? Здесь нужно быть осторожными
и не допускать преувеличений. Стиль и дух негритянской культуры — это не просто реакция на
притеснения, а и высокое наследие (Jones, 1983). Пока белые молодые люди учатся компенсировать
этнические различия, молодые афро-американцы «обретают все большую гордость своей этнической
принадлежностью и познания достоинств этнических различий», — сообщают Чарльз Джадд и его
коллеги (Charles Judd & others, 1995). Культурные различия не обязательно предполагают социальную
ущемленность.
Однако социальные убеждения могут быть самоподтверждающимися, как показали два
согласованных эксперимента Карла Уорда, Марка Занны и Джоуля Купера (Carl Word, Mark Zanna & Joel
Cooper, 1974). В первом эксперименте белые сотрудники Принстонского университета проводили
собеседование с претендентами на вакантную должность, среди которых были и белые, и чернокожие.
Когда собеседником был чернокожий, сотрудники института располагались от него на большем
расстоянии, заканчивали беседу на 25 % быстрее и делали на 50 % больше речевых ошибок, чем в тех
случаях, когда собеседником был белый. Представьте себе, что кто-то проводит с вами собеседование,
при этом садится от вас подальше, запинается и быстренько «закругляется». Повлияет ли это на ваше
поведение и на ваше отношение к нему?
Чтобы ответить на этот вопрос, исследователи провели второй эксперимент. В нем специально
обученные люди опрашивали студентов таким образом, чтобы это походило на прохождение
собеседования в предыдущем эксперименте. Просмотр видеозаписи показал, что студенты, с которыми
беседовали в той же манере, что и с чернокожими в первом эксперименте, выглядели более нервными и
менее собранными. Кроме того, сами студенты также чувствовали разницу: те, к кому относились как к
чернокожим, оценивали собеседование как менее адекватное и менее дружелюбное. Экспериментаторы
пришли к заключению: «Проблема чернокожих скорее не в самих чернокожих, а в нашей манере
взаимодействия с ними».
Напомним, что социальные убеждения могут выступать в качестве самореализующихся
пророчеств. Предрассудки могут влиять на наши достижения (Swim & Stangor, 1998). В ситуации, когда
другие ожидают от вас неадекватных действий, ваше беспокойство может стать причиной того, что их
ожидания сбудутся. Вот, к примеру: мне за пятьдесят, и ростом я не велик. Если я присоединюсь к игре
рослых молодых баскетболистов, мои подозрения, что эти ребята, по-видимому, ожидают, что я нанесу
команде ущерб, подорвут мою уверенность в себе и вряд ли улучшат мою игру. Клод Стил (Claude Steele)
и его коллеги называют это угрозой подтверждения стереотипа — это самоподтверждающееся
ожидание, что чье-либо поведение подтвердит негативный стереотип.
В своих экспериментах Стивен Спенсер и Клод Стил (Steven Spenser & Claude Steele, 1995)
предлагали студентам и студенткам с одинаковыми математическими способностями и успеваемостью
выполнить трудную контрольную работу по математике. Когда студентам при этом сообщали, что
мужчины и женщины обычно показывают равные результаты при решении таких задач, девушки-
студентки шли на одном уровне с молодыми людьми. Когда же говорилось, что женщины обычно
отстают от мужчин, девушки впечатляюще подтверждали данный стереотип. Они терялись перед
чрезвычайной сложностью задач; у них появлялись мрачные предчувствия, и результативность в итоге
падала.
Социальная идентичность
Мы, люди, всегда стремимся группироваться. Это желание передается по наследству: мы
понимаем, что в группе легче прокормиться и защитить себя. Люди одобряют действия своей группы,
ради нее совершают убийства и умирают. Нас можно охарактеризовать тем, к какой группе мы
относимся, утверждают австралийские социальные психологи Джон Тернер (John Teurner, 1981, 1987,
1991) и Майкл Хогг (Michael Hogg, 1992, 1996). Наша Я-концепция — осознание того, что мы из себя
Hosted by uCoz