Navigation bar
  Print document Start Previous page
 193 of 264 
Next page End  

группы студентов конкурировать, другие сотрудничать) все они получили весьма впечатляющие и
ободряющие результаты.
Исследовательская группа под руководством Эллиота Аронсона (1978, 1979; Aronson & Gonzalez,
1988) для обеспечения сотрудничества в группе использовала «метод мозаики». В своих экспериментах,
проводившихся в начальных школах Техаса и Калифорнии, они составляли группы по шесть человек,
смешивая в них детей различных рас и с различным уровнем успеваемости. Группе задавалась
определенная тема, которая разбивалась на шесть частей. Каждый ученик становился специалистом по
своей части: например, один изучал историю Чили, второй — ее географию, третий — культуру.
Сначала все «историки», «географы» и прочие специалисты собирались вместе для освоения материала.
Затем они расходились по своим группам и обучали там партнеров тому, что узнали сами. У каждого
члена группы, образно говоря, было по куску мозаичной картины. Поэтому и уверенные в себе
школьники должны были выслушивать более стеснительных и учиться у них, а те, в свою очередь,
вскоре осознавали, что и они в состоянии сообщить своим сверстникам нечто важное.
При таком стиле обучения студенты усваивают не только учебный материал, но и другие уроки.
Межрасовые дружеские отношения начинают процветать. Оценки учащихся из числа национальных
меньшинств улучшаются (возможно, потому, что успехи в учебе теперь одобряются сверстниками).
После окончания эксперимента многие учителя продолжали использовать сотрудничество при
обучении (D. W. Johnson & others, 1981; Slavin, 1990). «Очевидно,— пишет специалист по межрасовым
отношениям Джон Мак-Конэхи (John McConahay, 1981), — что обучение, построенное на
сотрудничестве, является наиболее эффективным способом улучшения межрасовых отношений в
десегрегированных школах, по крайней мере из тех, что известны нам на сегодняшний день».
Итак, контакты сотрудничающих друг с другом людей с равным статусом оказывают
положительное воздействие как на бойскаутов, так и на руководителей промышленности, студентов
колледжа и школьников. Распространяется ли этот принцип на все виды человеческих
взаимоотношений? Сплачиваются ли члены семьи, совместно работая на пригородном участке,
ремонтируя старый дом или плавая на мини-яхте? Объединяют ли общины совместное возведение
конюшен, хоровое пение или многоголосое подбадривание своей футбольной команды? Порождает ли
взаимопонимание между нациями их сотрудничество в науке и освоении космоса, совместные усилия
по борьбе с голодом и за сохранение природных ресурсов, дружеские личные контакты? Есть
свидетельства, что ответ на все эти вопросы должен быть утвердительным (Brewer & Miller, 1988;
Desforges & others, 1991, 1997; Deutsch, 1985, 1994). Таким образом, важнейшая задача, с которой
сталкивается наш разделенный на части мир,— это определить и согласовать наши экстраординатные
цели и организовать совместные усилия по их достижению.
Коммуникация
Конфликтующие стороны могут воспользоваться и другими путями преодоления возникающих
трудностей. Когда у мужа и жены, у работника и его начальника, у нации X и нации Y возникают
разногласия, они могут: а) непосредственно договориться друг с другом; б) попросить третью сторону
выступить в качестве посредника, который будет выдвигать свои предложения и облегчать тем самым
переговоры; в) прибегнуть к арбитражу, то есть вынести свои разногласия на суд человека, который
изучит вопрос и примет решение.
Переговоры
Если кто-то захочет продать другому автомобиль, что лучше: занять жесткую позицию, то есть
запросить максимально высокую цену, чтобы в итоге сойтись на чем-то среднем, или же начать с
предложения, более устраивающего обе стороны?
Эксперименты не дают однозначного ответа. С одной стороны, тот, кто больше запрашивает,
зачастую больше и получает. Жесткая позиция на переговорах может понизить ожидания
Hosted by uCoz