Navigation bar
  Print document Start Previous page
 11 of 205 
Next page End  

мы были бы словно заморожены — регистрируя, оценивая, проверяя, — пока время для действия
стремительно проносится мимо. Судя по всему, мы будем в еще большей степени полагаться на
стереотипы в будущем. Поскольку стимулы, наполняющие нашу жизнь, продолжают становиться все
более сложными и разнообразными, мы должны будем во все большей
степени зависеть от своей
способности рационально мыслить и действовать, чтобы справиться с потоком всех этих стимулов.
[Возьмите, например, «улучшение», предлагаемое цивилизацией в виде купона, дающего право на
скидку (Zimmatore, 1983). Этот купон позволяет покупателям допускать, что они дешевле купят что-либо
при представлении купона. Степень, до которой мы научились механически оперировать этим
допущением, хорошо иллюстрируется опытом одной компании, занимающейся продажей
автомобильных шин. Разосланные по почте купоны, которые — из-за типографской ошибки — не
предлагали получателям никаких льгот, вызвали такой же покупательский отклик, как и правильно
напечатанные купоны, которые предлагали существенную экономию. Дело в том, что мы ожидаем от
подобных купонов двойной услуги. Мы не только предполагаем, что они сэкономят нам деньги, но мы
также ожидаем, что они сэкономят нам время и умственную энергию, которые требуются для того,
чтобы это сделать. В современном мире первое преимущество нам необходимо, чтобы справиться с
излишней нагрузкой на бумажник; но нам необходимо и второе преимущество, чтобы бороться кое с чем
потенциально более важным — с перегрузкой мозга.]
«Возможно, месье предпочитает что-нибудь подороже?»
Рис. 1.2. Дорогое = хорошее (вкусное)
Психологи недавно обнаружили, что мы пользуемся целым рядом мыслительных стереотипов,
вынося свои повседневные суждения (Chaiken & Troppe, 1999; Kahneman, Slovic, & Tversky, 1982). Было
введено даже специальное понятие —
оценочная эвристика. Механизм действия мыслительных
стереотипов в большинстве случаев имеет много общего с механизмом действия правила «дорогое =
хорошее». Склонность к упрощенному мышлению, как правило, оказывается весьма полезной, но часто
приводит к тому, что мы совершаем серьезные ошибки. Нас нередко призывают верить тому, что нам
говорят, или делать то, что нам предлагают. Рассмотрим, например, правило-стереотип, которое гласит:
«Если так говорит авторитетное лицо, это должно быть верно». Как будет более подробно рассмотрено
в главе 6, в нашем обществе имеет место тенденция принимать без раздумий утверждения и указания
индивидов, которые кажутся авторитетами в данной области. То есть, вместо того чтобы рассмотреть
доказательства «эксперта» с логической точки зрения, мы часто игнорируем аргументы и позволяем
убедить себя посредством простого упоминания статуса эксперта. Эта тенденция механически
реагировать на отдельный элемент информации в каждой конкретной ситуации является тем, что мы
называем автоматическим реагированием или реагированием по типу щелк, зажужжало;
тенденция
реагировать на основании тщательного анализа всей имеющей отношение к делу информации
Hosted by uCoz