Navigation bar
  Print document Start Previous page
 16 of 205 
Next page End  

мы на вечеринке беседуем с красивой женщиной, а затем к нам присоединяется непривлекательная, то
эта вторая женщина будет казаться нам еще менее привлекательной, чем она есть на самом деле.
Исследования, проведенные в университетах штатов Аризона и Монтана, показали, что мы
можем быть недостаточно удовлетворены физической привлекательностью наших собственных
возлюбленных только из-за того, что популярные средства массовой информации бомбардируют нас
образами нереально привлекательных моделей. В ходе одного исследования студенты колледжа
оценивали имеющего среднюю внешность представителя противоположного пола как менее
привлекательного, если перед этим просматривали рекламные объявления в популярных журналах. При
проведении другого исследования мужчины, живущие в общежитии колледжа, оценивали по
фотографии внешность потенциальной подруги. Оценка тех, кто делал это, одновременно смотря по
телевизору эпизод телевизионного сериала «Ангелы Чарли» (Charlie's Angels),
была несколько ниже
оценки тех, кто смотрел другое шоу. Очевидно, необыкновенная красота кинозвезд, играющих
«Ангелов», делала незнакомку менее привлекательной в глазах мужчин (Kenrick & Gutierres, 1980). [Эти
авторы предупреждают, что нереалистично красивые люди, изображениями которых пестрят страницы
популярных газет и журналов (актеры, актрисы, модели), могут заставить нас испытывать
неудовлетворенность видом окружающих людей, имеющих обычную внешность. В одной из своих
последних работ эти авторы идут еще дальше и показывают, что когда люди обращают внимание на
преувеличенную сексуальную привлекательность обнаженных тел, фотографии которых помещаются на
страницах таких журналов, как «Плэйбой» и «Плэйгерл» (Playboy, Playgirl), эти люди получают меньшее
удовлетворение от сексуальных контактов со своими супругами или партнерами (Kenrick, Gutierres and
Goldberg, 1989).]
Хорошая идея
Рис. 1.3. Восприятие по контрасту
В психофизических лабораториях иногда проводится следующая демонстрация контраста в
восприятии. Каждый студент по очереди садится перед тремя ведрами с водой — одно холодное, другое
с водой комнатной температуры и третье горячее. После того как студент опустил одну руку в холодную
воду, а другую — в горячую, ему предлагают одновременно поместить обе руки в тепловатую воду.
Взгляд, выражающий изумленное замешательство, говорит сам за себя: хотя обе руки находятся в одном
и том же ведре, рука, которая была до этого в холодной воде, ощущается так, точно она теперь в горячей
воде, в то время как та рука, что была в горячей воде, ощущается как находящаяся теперь в холодной
воде. Дело в том, что одна и та же вещь — в данном случае вода комнатной температуры — может
казаться разной в зависимости от предшествующей ситуации.
Можете быть уверены, что это прекрасное маленькое орудие влияния, обеспечиваемое
принципом контраста, не остается невостребованным. Громадное преимущество этого принципа
заключается не только в том, что он эффективно работает, но также и в том, что его использование
практически не поддается обнаружению. Те, кто хочет применить на практике принцип контраста, могут
сделать это без какого-либо явного структурирования ситуации. Розничные торговцы тканями и
одеждой являются хорошим примером. Предположим, человек входит в фешенебельный магазин для
мужчин и говорит, что хочет купить костюм-тройку и свитер. Если бы вы были продавцом, что бы вы
показали покупателю сначала, чтобы заставить его наверняка потратить больше денег? Владельцы
магазинов одежды рекомендуют своему персоналу сначала продавать более дорогие предметы. Здравый
смысл может подсказывать обратное: если человек только что потратил массу денег, чтобы приобрести
Hosted by uCoz