Navigation bar
  Print document Start Previous page
 101 of 144 
Next page End  

строках.  Чтобы  понять идеи и верования,  гнездящиеся в  толпе  в настоящую
минуту  и готовые завтра  же проявиться в  полном развитии, надо знать,  как
готовилась почва для этого. Образование, которое дается молодому поколению в
какой-нибудь  стране,  позволяет нам  предвидеть, какая  участь ожидает  эту
страну.  Воспитание,  получаемое  современным  поколением, оправдывает самые
мрачные предсказания в этом отношении. Образование и воспитание до некоторой
степени могут улучшить или  испортить  душу толпы.  Необходимо было указать,
как  действует  на  нее  современная  система  и  как  масса  равнодушных  и
нейтральных индивидов превратилась постепенно в громадную армию недовольных,
готовых  повиноваться всяким  внушениям  утопистов  и  риторов.  В школах-то
именно и подготавливается будущее падение латинских народов.
Глава вторая. НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ МНЕНИЙ ТОЛПЫ
     *  1. Образы, слова и  формулы, -- Магическая  сила слов  и  формул. --
Могущественное влияние слов связано с образами, которые ими вызываются, и не
зависит от их реального значения. -- Образы меняются соответственно  времени
и  расе.  -- Обветшание  слов.  --  Изменение  смысла  слов сообразно  расе.
--Различное значение слова "демократия" в Европе и Америке. * 2. Иллюзии. --
Их  значение.  --  Они  лежат  в  основе  всех  цивилизаций.  --  Социальная
необходимость иллюзий. -- Толпа всегда предпочитает их истине.
     *  3.  Опыт. -- Только  опыт может  упрочить  в душе толпы  необходимые
истины  и  разрушить иллюзии, сделавшиеся  опасными.  --  Во  что  обходится
необходимый  для  убеждения  толпы  опыт. * 4. Рассудок. --  Ничтожность его
влияния  на толпу. На  толпу  можно влиять,  действуя на ее  бессознательные
чувства. -- Роль логика в истории. -- Тайные причины невероятных событий.
     В  предшествующей   главе  мы  изучили  отдаленные  и  подготовительные
факторы,  развивающие  в  душе  толпы  особенную восприимчивость,  благодаря
которой  в  толпе  возникают известные чувства  и  идеи.  Теперь  нам  нужно
рассмотреть  факторы,  действующие  на  толпу  непосредственным  образом.  В
следующей главе мы увидим, как надо обращаться с этими  факторами, чтобы они
оказали свое действие.
     В первой части  нашего  труда мы изучили  чувства,  идеи и  рассуждения
толпы и можем отсюда вывести общее заключение о способах воздействия на душу
толпы.  Мы  уже  знаем,  что  поражает  воображение  толпы,  какой  силой  и
заразительностью  обладают внушения, особенно  те, которые представляются  в
форме образов; но так как происхождение внушений бывает весьма разнообразно,
то  и  факторы, способные  действовать  на  душу  толпы,  могут  быть  очень
различны; поэтому-то и необходимо  изучить их отдельно,  и такое изучение не
будет  бесполезной работой.  Толпа несколько  напоминает сфинкса из античной
сказки:  надо  или   научиться  разрешать  загадки,  предлагаемые   нам   ее
психологией, или же безропотно покориться тому, что толпа поглотит нас.
     *1. ОБРАЗЫ, СЛОВА И ФОРМУЛЫ Изучая воображение толпы, мы видели, что на
него очень легко действовать, в особенности образами. Такие образы не всегда
имеются  в  нашем распоряжении, но  их  можно  вызывать  посредством умелого
применения   слов  и   формул.   Искусно   обработанные   формулы   получают
действительно ту  магическую силу, которая им приписывалась некогда адептами
магии. Они могут возбудить в душе толпы самые грозные бури, но умеют также и
успокаивать их. Можно было  бы  воздвигнуть пирамиду, гораздо более высокую,
чем  пирамида  Хеопса,  из  костей лишь  тех  людей,  которые пали  жертвами
могущества слов и формул.
     Могущество слов находится в  тесной связи с вызываемыми ими образами  и
совершенно не  зависит от  их реального смысла. Очень  часто слова,  имеющие
самый  неопределенный  смысл,  оказывают  самое большое  влияние  на  толпу.
Таковы, например, термины: демократия, социализм, равенство, свобода и т.д.,
Hosted by uCoz