Navigation bar
  Print document Start Previous page
 74 of 144 
Next page End  

изолированном положении он, быть может, был бы культурным человеком; в толпе
-- это варвар, т.е. существо инстинктивное. У него обнаруживается склонность
к  произволу, буйству,  свирепости,  но  также  и к энтузиазму  и  героизму,
свойственным первобытному человеку, сходство с которым еще более усиливается
тем,   что  человек  в  толпе   чрезвычайно  легко  подчиняется   словам   и
представлениям, не оказавшим бы на него  в изолированном  положении никакого
влияния,  и совершает поступки, явно противоречащие и  его интересам,  и его
привычкам. Индивид в толпе  --  это  песчинка  среди массы  других песчинок,
вздымаемых и уносимых ветром.  Благодаря  именно  этому свойству  толпы, нам
приходится  иной  раз  наблюдать, что присяжные  выносят  приговор,  который
каждый  из  них  в  отдельности  никогда  бы  не  произнес;  мы  видим,  что
парламентские собрания соглашаются на  такие мероприятия  и законы,  которые
осудил бы каждый  из  членов  этого собрания в отдельности.  Члены Конвента,
взятые отдельно,  были  просвещенными буржуа, имевшими  мирные привычки. Но,
соединившись в толпу, они уже без всякого колебания принимали самые свирепые
предложения и отсылали на гильотину людей, совершенно невинных; в довершение
они  отказались  от  своей  неприкосновенности,  вопреки  своим  собственным
интересам, и сами себя наказывали.
     Но не одними только поступками  индивид в толпе отличается от самого же
себя в изолированном положении. Прежде чем он потеряет всякую независимость,
в  его идеях  и  чувствах должно  произойти  изменение,  и притом  настолько
глубокое, что  оно может превратить скупого в расточительного, скептика -- в
верующего, честного человека -- в  преступника, труса  -- в героя. Отречение
от всех своих привилегий, вотированное аристократией под влиянием энтузиазма
в знаменитую ночь 4 августа 1789 года, никогда  не было бы  принято ни одним
из ее членов в отдельности.
     Из  всего вышесказанного мы  делаем вывод, что толпа в интеллектуальном
отношении  всегда стоит  ниже изолированного индивида,  но  с  точки  зрения
чувств и  поступков,  вызываемых этими  чувствами,  она может быть лучше или
хуже его, смотря  по обстоятельствам.  Все зависит  от того, какому внушению
повинуется толпа. Именно это обстоятельство упускали  совершенно из виду все
писатели,  изучавшие толпу лишь  с точки зрения ее преступности. Толпа часто
бывает  преступна -- это правда,  но часто также она  бывает героична. Толпа
пойдет на  смерть ради торжества какого-нибудь  верования или идеи;  в толпе
можно пробудить энтузиазм и заставить ее, ради славы и чести, идти без хлеба
и оружия, как во времена крестовых походов, освобождать Гроб Господен из рук
неверных, или же,  как в 93-м  году, защищать  родную  землю.  Это  героизм,
несколько бессознательный, конечно,  но именно  при егото помощи и  делается
история.  Если  бы  на  счет  народам  ставились  только одни великие  дела,
хладнокровно  обдуманные,  то в  мировых  списках  их  значилось  бы  весьма
немного.
Глава вторая ЧУВСТВА И НРАВСТВЕННОСТЬ ТОЛПЫ
     *  1.  Импульсивность,  изменчивость  и   раздражительность  толпы.  --
Импульсы,  которым  повинуется толпа, достаточно  сильны,  чтобы  уничтожить
личные интересы. -- Толпа никогда не поступает преднамеренно.
     *  2.  Податливость  внушениям  и  легковерие  толпы.  --  Исчезновение
различия между ученым и  глупцом в толпе. -- Невозможность верить показаниям
толпы.  -- Единогласность  показаний многочисленных  свидетелей менее  всего
годится для подтверждения какого-нибудь факта.  -- Малоценность исторических
сочинений.   *  3.  Преувеличение  и  односторонность  чувств  толпы.  *  4.
Нетерпимость,  авторитетность и консерватизм толпы. --  Временное проявление
революционных инстинктов в толпе не мешает ей быть глубоко консервативной. *
Hosted by uCoz