Navigation bar
  Print document Start Previous page
 99 of 144 
Next page End  

     "Идеи  образуются  только  в  своей  естественной и  нормальной  среде.
Развитию зародыша  этих идей способствуют бесчисленные  впечатления, которые
юноша получает  ежедневно в мастерской, на  руднике, в  суде, в  классе,  на
верфи,  в  госпитале,  при  виде  инструментов,  материалов  и  операций,  в
присутствии  клиентов,  рабочих, труда, работы, хорошо или  дурно сделанной,
убыточной или прибыльной. Все эти мелкие частные восприятия глаз, уха, рук и
даже обоняния,  непроизвольно  удержанные  в памяти и  тайно переработанные,
организуются в уме человека, чтобы рано или поздно  внушить ему  ту или иную
новую  комбинацию,  упрощение, экономию, улучшение или  изобретение. Молодой
француз  лишен  всех   этих  драгоценных   восприятий,   соприкосновения   с
элементами, легко  усваиваемыми  и  необходимыми,  и  притом лишен  в  самом
плодотворном возрасте.  В течение семи  или восьми лет  он заперт  в  школе,
вдали от непосредственного и личного опыта, который мог бы дать ему точное и
глубокое понятие о вещах, людях и различных способах обращаться с ними.
     ...По  крайней  мере  девять  из  десяти потеряли  свое  время и труд в
течение  нескольких лет своей жизни и  притом  в  такие годы, которые  могут
считаться  наиболее  действенными, важными и  даже решающими. Вычтите прежде
всего  половину  или две трети из тех, которые  являются  на  экзамены, т.е.
отвергнутых;  затем   из  числа   принятых,   получивших   ученые   степени,
свидетельства,  дипломы, отнимите также половину или две трети -- я говорю о
переутомленных. От них потребовали слишком многого, заставив  их  в такой-то
день, сидя на стуле  или перед  какой-нибудь картиной,  изображать из себя в
течение двух часов в присутствии группы ученых живой запас всех человеческих
познаний. Действительно, они были таким вместилищем  в течение двух  часов в
этот день,  но  через месяц они  уже не в состоянии были  бы выдержать снова
этот  экзамен. Приобретенные ими познания, слишком многочисленные  и слишком
тяжеловесные, непрерывно  исчезают из  их ума, а  новых они не  приобретают.
Умственная  сила их  поколебалась, плодоносные соки ее иссякли;  перед  нами
человек уже "готовый и  часто совершенно конченный. Устроившись, женившись и
покорившись необходимости вращаться в одном и  том же кругу, он замыкается в
узких пределах своей службы, которую выполняет корректным образом, но  далее
этого не идет...
     Знаменитый психолог указывает  нам  затем  разницу, существующую  между
нашей системой и системой англосаксов. У этих последних нет такого множества
специальных  школ, как  у  нас; у  них  обучают  не книги, а  сами предметы.
Инженер  обучается  там прямо  в  мастерской,  а  не  в  школе,  и  это дает
возможность   каждому  приобрести   познания,   отвечающие   его  умственным
способностям, остаться простым рабочим или  сделаться мастером, если он не в
состоянии  идти  дальше, или  же стать  инженером, если  это  дозволяют  его
способности. Такой метод, без сомнения, гораздо более демократичен и гораздо
более полезен  обществу, чем  такой,  который  ставит  всю карьеру 18-ти или
20-летнего человека в зависимость от  испытания, продолжающегося  всего лишь
несколько часов.
     "В  госпитале,  на  рудниках,  на  фабрике,  у  архитектора, у адвоката
ученик,  поступающий в  очень молодых  годах, проходит  весь  курс учения  и
практики, почти так же, как у нас проходит его клерк в конторе или живописец
в  мастерской.  Перед тем,  до  поступления  в  учение, он  мог  пройти  уже
какой-нибудь  краткий  общий  курс,  который   служит  основой,  на  которую
наслаиваются  новые  знания.  Кроме  того  у него  под рукой  часто  имеются
какие-нибудь технические курсы, которые он может  посещать в свободные часы,
чтобы  приводить  в  порядок  вынесенные  им  из  своего  ежедневного  опыта
наблюдения. При  таком режиме практические способности ученика увеличиваются
и развиваются  сами  собой, как  раз  в  такой степени,  какая отвечает  его
природным   дарованиям,  и   в   направлении,   нужном  для   --его  будущей
деятельности, для того  специального дела, к которому  он хочет приспособить
Hosted by uCoz