Navigation bar
  Print document Start Previous page
 62 of 175 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
влияние на развитие науки за пределами страны, где она зародилась и культивировалась. Не все
ученые, занятые в данной стране исследованиями в одной и той же области знаний, представляют
национальную школу с ее уникальными предметно-логическими характеристиками (без которых
нет оснований выделять ее из научного сообщества в целом). Например, русская школа в
физиологии не идентична сообществу всех физиологов, работавших в России в 50-70-х годах
прошлого века.Хотя среди них были такие первоклассные исследователи, как Овсянни-
111
 
ков, Бабухин, Ковалевский, Цион (Павлов считал его своим учителем), тем не менее не они
определяли самобытность возникшей в этот период русской национальной школы,
общепризнанным создателем и первым лидером которой стал И. М. Сеченов. Его учение наиболее
ярко и типично представляло направление, придавшее физиологии в России особую ориентацию.
Эта ориентация означала не обособление от мировой физиологии, а обогащение фонда ее
основных идей достижениями, обусловленными социально-научным климатом, которого не было
ни в одной из других стран. В свою очередь работы Сеченова и его последователей принесли
славу России лишь благодаря всеобщему их признанию, превращению добытого в одном из
уголков Земли в общечеловеческое достояние. Подводя итоги своих исследований, Павлов писал:
"Да, я рад, что вместе с Иваном Михайловичем и полком моих дорогих сотрудников мы
приобрели для могучей власти физиологического исследования вместо половинчатого весь
нераздельно животный организм. И это - целиком наша русская неоспоримая заслуга в мировой
науке, в общей человеческой мысли" (Павлов, 1951, т. 2, с. 13).
В павловском высказывании отмечены а) единство национального ("русская заслуга") и
интернационального ("общечеловеческая мысль") в развитии физиологической науки и б)
предметно-логические основания этого единства, а именно овладение физиологией таким
сложнейшим объектом, как целостный организм (включая высшие формы поведения). Это
великое научное завоевание началось в России в силу своеобразия общественно-исторических
условий ее развития. За сеченовским учением, ставшим поворотным пунктом всего движения
мировой научной мысли в направлении объективного и экспериментального изучения поведения
целостного организма, стояла острейшая конфронтация идейных сил в русском обществе.
Достаточно напомнить, что Сеченов предназначал свой знаменитый трактат "Рефлексы головного
мозга" для органа революционных демократов - журнала "Современник" и что цензура в течение
полутора лет добивалась санкции о сожжении этого трактата. Идейная борьба в русском обществе
явилась той почвой, на которой сложилась русская физиологическая школа и стал возможен ее
вклад в мировую науку. В свою очередь столь же справедливо и то, что этого никогда бы не
произошло, если бы указанная школа зародилась в стороне от магистральной линии развития
мировой физиологии.
Научная деятельность Сеченова развертывалась на перекрестке нескольких направлений научной
мысли, развивавшихся в различных странах и, стало быть, представлявших различные
112
 
национальные школы. Учитель Сеченова по физиологии профессор И. Т. Глебов, как отмечал сам
же Сеченов, "придерживался французов". Еще будучи студентом, Глебов перевел учебник Ф.
Мажанди - предшественника знаменитого Клода Бер-нара; и в памяти Сеченова сохранились
демонстрации на лекциях Глебова голубей с проколами мозга. Нет оснований сомневаться, что это
было воспроизведением знаменитых опытов Флу-рана, направленных против френологии, все еще
продолжавшей сохранять популярность в середине века (напомним, что именно в те годы
английская королева Виктория приглашала френологов для определения способностей своих
детей).
Окончив университет, Сеченов уехал на стажировку в Германию, где приобщился к совершенно
иной научной школе - немецкой физико-химической школе в физиологии. Лидеры этой школы -
Гельмгольц, Дюбуа-Реймон и в особенности Людвиг - стали новыми учителями Сеченова.
Вернувшись на родину, он в эпиграфе к своей диссертации четко определяет междисциплинарный
статус физиолога как физика-химика, имеющего своим объектом живой организм. Изучить
нервно-психические регуляции - предмет, привлекавший Сеченова со времен студенчества, - с
этих позиций было невозможно. Он испрашивает годичную командировку во Францию, где
нарождалось направление, ярко представленное Клодом Бернаром, открывшим новую эпоху в
физиологии своим учением о гомеостазе. Необъяснимая в категориях физики и химии
Hosted by uCoz