Navigation bar
  Print document Start Previous page
 41 of 107 
Next page End  

этом, что вечером перед сном действительно  гулял по Кертнерштрассе, это его
обычный путь, и  встретил господина  X. Другая часть сновидения  не является
прямым   воспоминанием,   но   имеет   определенное   сходство  с   недавним
переживанием.  Или  другое  "трезвое"   сновидение   одной   дамы.  "Ее  муж
спрашивает: не настроить ли пианино? Она отвечает: не  стоит, для  него  все
равно  нужно  сделать новый  чехол".  Это  сновидение  повторяет  почти  без
изменений разговор, происшедший за день до сновидения между мужем и ею. Чему
же учат нас эти два "трезвых" сновидения? Только тому, что в них можно найти
повторения из дневной  жизни или из связей  с ней. Это было бы значимо, если
бы  относилось ко всем сновидениям.  Но  об этом  не может быть и речи;  это
относится только к небольшому числу сновидений, в  большинстве  же их нельзя
найти связей с предыдущим днем, а бессмысленные и абсурдные  сновидения этим
вообще  никак  не  объясняются. Мы знаем  только,  что сталкиваемся с новыми
проблемами.  Мы  не только хотим  знать, о чем говорит сновидение, но даже в
тех  случаях, когда оно, как в вышеприведенных  примерах, ясно  выражено, мы
хотим  знать  также,  почему и зачем повторяется  это  знакомое, только  что
пережитое.
     Я  полагаю, что вы,  как  и  я,  только  устанете,  продолжая  подобные
эксперименты. Мы видим, что недостаточно одного интереса к проблеме, если не
знать пути, который  привел бы  к  ее  решению. Пока у нас этого  пути  нет.
Экспериментальная  психология  не  дала  нам ничего, кроме  некоторых  очень
ценных  данных  о  значении  раздражений  как  побудителей   сновидений.  От
философии  нам  нечего ждать,  кроме высокомерных упреков в интеллектуальной
малоценности нашего объекта; у оккультных  наук мы  и  сами  не хотим ничего
заимствовать.1 История  и народная молва  говорят нам, что  сновидение полно
смысла  и значения,  оно предвидит будущее; это, однако, трудно предположить
и,  конечно,  невозможно доказать. Таким образом,  при первой же попытке  мы
оказались полностью беспомощны.
     Неожиданно помощь приходит к нам оттуда,  откуда мы и не подозревали. В
нашем словоупотреблении, которое  далеко не  случайно, а является выражением
древнего познания, хотя его и  надо оценивать  с  осторожностью, --  в нашем
языке  есть  примечательное  выражение  "сны наяву"  (Tagtrдume).  Сны наяву
являются  фантазиями  (продуктами   фантазии);  это  очень  распространенные
феномены, наблюдаемые как у здоровых, так и у больных и  легко доступные для
изучения на  себе. Самое удивительное в этих фантастических образованиях то,
что они сохранили назва-
     ----------------------------------------
     1 Говоря о том, что психоанализ ничего не заимствует у оккультных наук,
Фрейд имел в виду неприятие  при толковании сновидений различных мистических
представлений  о  зависимости  этого  феномена от особых  таинственных  сил,
недоступных научному  опыту  и  рациональному  анализу. Вопрос  об отношении
психоанализа к оккультизму (в связи с вопросом о сновидениях) Фрейд детально
рассматривает в "Продолжении лекции".
     ние "снов наяву",  не имея двух общих для всех сновидений  черт. Уже их
название противоречит отношению к состоянию сна, а что касается второй общей
черты,  то  в  них ничего  не  переживается,  не  галлюцинируется,  а что-то
представляется: сознаешь,  что фантазируешь, не видишь, но думаешь. Эти  сны
наяву появляются в возрасте,  предшествующем  половой зрелости,  часто уже в
позднем  детстве,   сохраняются  в  годы  зрелости,   затем   от  них   либо
отказываются,  либо  они остаются до престарелого возраста.  Содержание этих
фантазий обусловлено  вполне ясной  мотивацией.  Это сцены и происшествия, в
которых  находят   свое   удовлетворение   эгоистические,   честолюбивые   и
властолюбивые потребности или эротические желания личности. У молодых мужчин
обычно  преобладают  честолюбивые  фантазии,  у женщин,  честолюбие  которых
ограничивается любовными  успехами,  -- эротические. Но  довольно  часто и у
мужчин обнаруживается эротическая подкладка; все геройские поступки и успехи
должны  способствовать восхищению  и  благосклонности женщин.1 Впрочем,  сны
наяву очень разнообразны, и их судьба различна. Каждый из них через короткое
время  или обрывается и заменяется новым, или они  сохраняются, сплетаются в
длинные истории и
     ----------------------------------------
     1  Обращаясь  к  процессам воображения  в  их  различных формах,  Фрейд
игнорирует или, во всяком случае, не придает значения вопросу о  соотношении
между этими психическими  процессами  и  воспроизводимыми  в них  (хотя  и в
Hosted by uCoz