Navigation bar
  Print document Start Previous page
 30 of 151 
Next page End  

он и о том, что писатели различаются по характеру преобладания чувств - зрительных,
слуховых, обонятельных.
А.Морье в работе "Психология стилей" (Morier 1959) приводит типологию литературных
стилей на основе психологического разграничения типов характеров, которые связываются с
личностью писателя А.Морье выделяет восемь типов характеров по их общечеловеческим
свойствам: 1. слабые, 2. несильные (деликатные), 3. уравновешенные, 4. положительные, 5.
сильные, 6. смешанные, 7. утонченные, 8. ущербные (неполноценные).
Так, Франс отнесен исследователем к группе уравновешенных характеров ("аттический
стиль"), Стендаль, Жорж Санд и Бальзак - в группу ущербных характеров, тогда как Флобер
попадает в группу уравновешенных характеров ("академический стиль") и одновременно в
группу положительных характеров ("реалистический прозаический стиль").
Внутри каждого типа Морье рассматривал несколько разновидностей стилей в
зависимости от психологической дифференциации типа характера и с учетом особенностей
литературных произведении, выявляющих личность писателя. К примеру, "уравновешенные
Л. Т. Ямпопьский в частной беседе со мной в 1982 г высказал соображение о том что
детектив отличается от произведения психологической прозы тем что в нем большее количество
персонажей и количество действии на страницу текста.
характеры" создают "геометрический , аналитический , возвышенный", "аттический",
"академический", "ювелирный", "пластический", "реалистическо-поэтическии" стиль и стиль
"эпического натурализма" (см. высокую оценку его типологии - Лосев 1994, 263-274).
Представляя свою типологию, Мюллер-Фрейнфельс отвергает позитивистские аналогии,
и утверждает, что его типы - не "классы" зоологов, а только "средство как-нибудь упорядочить
волнующийся жизненный поток, не принуждая его войти в берега неподвижных определении"
(Мюллер-Фрейнфельс 1923, 82).
Еще французские символисты XIX
века утверждали, что неповторимый мир человека -
вот главный предмет изображения в искусстве. "Но одна новая мысль все же вошла в литературу
и искусство, — отмечал в свое время Реми де Гурмон, — мысль вполне метафизическая и по
внешности априорная. - эго принцип идейности мира. По отношению к человеку, по отношению
к мыслящему субъекту мир - все, что вне моего Я, - существует только в том виде, в каком мы
его себе представляем... Сущность вещей недоступна нам. Вот идея, которой Шопенгауэр
придал широкую популярность при помощи простой и ясной формулировки. "Мир есть мое
представление" (История 1986, Т.4, 116).
В научном тексте денотативной основой являются предмет, явление или процесс
внешнего мира, которые могут быть достаточно объективно описаны не только автором данного
текста. В художественном же тексте такая объективная или событийная основа может
составлять лишь часть внешней формы - ею тематику и сюжет. Композиция художественного
текста и его образная система не имеют внешней опоры в реальности.
О субъективности вымышленных миров, о моделях и картинах мира написано немало
работ (Гадамер 1990; Куаин 1986;Лурия 1975. Соколова 1980; Е.Ю.Артемьева, Д.А.Поспелов,
Петренко 1997). Не рассматривая имеющиеся концепции, отметим, что под моделью мира
обычно понимается "сумма знаний об окружающей субъекта среде и его месте в ней" (Модели
1997, 69).
В отношении художественного текста речь должна идти не столько о сумме знаний,
сколько об образах сознания, вербализованных в тексте. При этом надо учитывать, что сама
действительность настолько разнообразна, что описывая ее, даже один и тот же автор несколько
раз может менять стиль, менять свое отношение к разным ее сторонам. Иными словами,
разнообразие литературы отражает разнообразие жизни. Кроме того, нельзя не видеть и того,
что автор изменяется: взрослеет, стареет. Меняется и его текст, отражая степень его зрелости,
языковой опыт, знания. Мы не говорим уже о том, что сами условия существования могут
Hosted by uCoz