Navigation bar
  Print document Start Previous page
 47 of 151 
Next page End  

"активные", которые очень близки "светлым" текстам. В ряде случаев провести разделение
текстов на "светлые" и "активные" бывает достаточно трудно, поскольку "светлые" тексты
являются разновидностью "активных" текстов, их более "слабым" вариантом.
Так, в ряде текстов Гайдара присутствуют шпионы ("Судьба барабанщика", "Маруся"). К
примеру, герои рассказа "РВС" (что расшифровывается как Революционно-Военный Совет) с
тревогой ожидают опасностей, они должны быть осторожны, внимательно осматриваться
вокруг, даже если не замечают ничего подозрительного. В конце рассказа "Чук и Гек" фраза,
выделенная в отдельный абзац, звучит так:
"И, конечно, задумчивый командир бронепоезда, тот, что неукротимо ждал приказа от
Ворошилова, чтобы открыть против кого-нибудь бой, слышал этот звон (кремлевских часов -В.
Б.) тоже".
А вот кульминационная сцена повести "Судьба барабанщика", где герой стреляет в
шпиона, выдававшего себя за его дядю (выполняя тем самым функцию умершего отца, о
котором часто говорится в "светлых" и "активных" текстах): "Раздался звук, ясный, ровный, как
будто кто-то задел большую певучую струну, и она, обрадованная, давно никем не тронутая,
задрожала, зазвенела, поражая весь мир удивительной чистотой своего тона.
Звук все нарастал и креп, а вместе с ним вырастал и креп я.
"Выпрямляйся, барабанщик.' - уже тепло и ласково подсказал мне все тот же голос. -
Встань и не гнись! Пришла пора!".
1. Мы не рассматриваем идеологический аспект этого текста, полностью
соответствовавшего своему времени. Естественно, что отношение к нему явно изменилось после
начало советской перестройки (1984-1991).
2 Интересной представляется задача проведения количественного анализа выявление
степени распространенности того или иного типа текстов в литературе. Наши исследования
показывают, что "активные" тексты встречаются гораздо чаще, чем "светлые", причем
количество тех и других (довольно значительное в советской литературе) после распада СССР
существенно уменьшилось.
Такой переход в целом достаточно типичен для "активных" текстов. Вот пример из песни
к многосерийному телеспектаклю по "активному" роману О.А. и А.С.Лавровых "Следствие
ведут знатоки":
"Если кто-то кое-где у нас порой
Честно жить не хочет.
Значит с ними ам вести незримый бой"
В том случае, если в "светлом" тексте появляется субъект с отрицательными чертами
характера, то возможна слабая оппозиция между положительным и отрицательным
персонажами.
Отрицательному герою могут быть приписаны следующие характеристики, стремящийся
все объяснить, планирующий жизнь, ищущий выгоду, делающий карьеру, копающий под себя,
не видящий красоты жизни, недобрый, злой.
Это в полной мере относится к произведениям Гайдара, которые несут не только
лексически подтвержденное ощущение "светлости", но и призывают к борьбе за идеалы.
Анализируя творчество этого "активного (sic! - В.П.) участника жизни" (Детская 1985, 311),
СМаршак писал, что он "превосходно умел сливать воедино светлую (sic! - В.П.) романтику,
возвышенную мечту с самой сущностью нашей действительности. Он умел увлечь юного
читателя разговором на ... "взрослые" темы - о защите Родины, о ненависти к врагам (sic! -В.П.),
о добрых людях... Но разговор это был особый - необыкновенно ясный (sic! - В.П.), поэтический,
очень близкий ребячьим сердцам" (там же).
Вышеизложенное свидетельствует о сходстве проявления этих двух типов отношения к
миру в художественной литературе и позволяет отнести тексты Гайдара к "смешанным" текстам
"светло-активной" разновидности.
Hosted by uCoz