Navigation bar
  Print document Start Previous page
 73 of 151 
Next page End  

эмоциональный замысел, который лежит "за текстом", который предшествует его появлению и
проявляется в каждом элементе текста, и, естественно, в стиле.
___________________________
Героя не случайно лечат электрошоковой терапией, применявшейся и при хирургическом
лечении эпилепсии наравне с билатеральной височной лоботомией (Сароджишвили, Геладзе
1977,280).
Стиль "темного" текста существенно отличается от стиля других типов текстов.
Собственно говоря, называя этот тип текста в свое время "простым" (Белянин 1988, 1992, 1996),
мы в значительной степени имели в виду характеристики его стиля.
Ощущение "сумеречности" и "вязкости" создается в таком тексте не только одним
описанием обстановки или упоминанием о том, что вдруг все потемнело, но этому способствует
и весь его стиль. Говоря об "освобождении литературного слова ... от ига открыто выраженной
упорядоченности" (Семиотика 1983, 343), Р.Барт вводит понятие "белое письмо" (там же, 309,
612). Он пишет "... письмо, приведенное к нулевой степени, есть в сущности ... внемодальное
письмо: его можно было бы даже назвать журналистским письмом ... нейтральное письмо
располагается посреди ... эмоциональных выкриков и суждений, но сохраняет от них полную
независимость; его суть как раз состоит в их отсутствии. Этот прозрачный язык, впервые
использованный Камю в "Постороннем", создает стиль, основанный на идее отсутствия, которое
оборачивается едва ли не полным отсутствием самого стиля" (там же, 343).
Это ценное в плане данного исследования наблюдение необходимо проиллюстрировать
цитатой из упоминаемого этим литературоведом произведения Камю, философа-
экзистенциалиста:
"Вечером за мной зашла Мари. Она спросила, думаю ли я жениться на ней. Я ответил,
что мне все равно, но если ей хочется, то можно и жениться. Тогда она осведомилась, люблю ли
я ее. Я ответил точно так же, как уже сказал ей один раз, что это никакого значения не имеет, но,
вероятно, я не люблю ее.
- Тогда зачем же тебе жениться на мне ? - спросила она. Я сказал, что это значения не
имеет, если она хочет, мы можем пожениться" т.д., и т.п.
(Камю "Посторонний").
Такой стиль, основанный, по словам Барта, на "идее отсутствия"' (Семиотика 1983, 343)
создает впечатление иллюзорности (дереали-зации) всего происходящего и адекватно описывает
мироощущение, возникающее при сумеречном состоянии сознания во время эпилепсии
(Портнов, Федотов 1971, 186-187).
__________________________________________________
Нельзя не обротить внимания, что термин "la
idee
d' absence" совпадает с термином
"обсанс", который в психиатрии обозначает "кратковременное угнетение или выключение
сознания, обычно чередующееся с генеропизованными эпилептическими приполкоми (Пупатов
илр. 1983, 135-136).
_____________________________________________________________
Подтверждением гипотезы о том, что экзистенциализм связан с той же эмоционально-
смысловой доминантой, что и "темные" тексты, может служить факт, отмеченный
Н.МДемуровой - переводчицей "Алисы в стране чудес", отнесенной нами к "темным" текстам.
Она приводит фрагмент текста и дает к нему следующий комментарий:
"Дайте-ка вспомнить: сегодня утром, когда я встала, я это была или не я? Кажется, уже не
совсем я... кто же я в таком случае? Это так сложно..." М.Хит, - пишет в комментариях
Демурова, - усматривает здесь первый из ряда кризисов, переживаемых личностью Алисы
("кризисы идентичности"), которым мог бы позавидовать любой экзистенциалист" (Кэррол
"Алиса...").
Интересно, что даже при описании внешне динамичных событий возможно
использование "белого стиля":
"Он прыгнул, покатился вниз, и ему не сразу удалось остановиться и подняться обратно.
Он казался неутомимым, словно был не из плоти и крови, будто Игрок, который как пешку,
Hosted by uCoz