Navigation bar
  Print document Start Previous page
 41 of 140 
Next page End  

увидели мальчика на следующий день, поза его напоминала ту воинствующую, что мы наблюдали
во время сна. Связь между галлюцинацией и бодрствующим состоянием казалась довольно
очевидной. Мы вовлекли его в беседу, в которой старались убедить, что император еще жив.
Мальчик не хотел в это верить. Он рассказал нам, что его постоянно дразнили из-за маленького
роста, когда он работал официантом в кафе. Когда мы спросили его, знает ли он кого-нибудь еще с
подобной осанкой при ходьбе, мальчик, немного подумав, ответил: «Это мой учитель, господин
Майер». Мы были, кажется, на правильном пути и могли преодолеть трудности, представив себе
фигуру Майера как второго маленького Наполеона. Что еще было также очень важным, — это
рассказ мальчика о том, как ему хотелось бы стать учителем. Этот учитель Майер был его
любимым учителем, и он хотел бы походить на него во всем. Короче говоря, история всей жизни
мальчика нашла отражение в его манере держаться.
Новая ситуация представляет собой тест о готовности ребенка к новым условиям. Если
ребенок хорошо подготовлен, он встречает новые ситуации уверенно. Если же его не готовили, то
новая ситуация вызывает у него напряжение, которое ведет к возникновению чувства
несостоятельности. Это чувство искажает объективную оценку, отчего реакция становится
неадекватной, т. е. не соответствующей требованиям ситуации, в связи с тем, что оно не опирается
на социальное чувство. Иначе говоря, неудачи ребенка в школе должны быть соотнесены не
только с малой эффективностью учебного учреждения, но также и с плохой первоначальной
подготовкой его самого.
Мы должны исследовать эту новую ситуацию не потому, что в ней мы видим причину
психологического расстройства ребенка, а потому, что нам известно, что она наиболее наглядно
показывает его неправильную первоначальную подготовку. Любая новая ситуация может
рассматриваться в качестве теста готовности к ней. В этой связи мы можем вновь обратиться к
рассмотрению некоторых вопросов анкеты (см. Приложение I).
1. С какого момента возникла причина для жалобы? Мы сразу обращаем внимание на
новую ситуацию. Когда мать замечает, что с ее ребенком не было проблем до его поступления в
школу, она дает нам больше информации, даже не осознавая этого полностью сама. Школа
оказалась непосильной для ребенка. Недостаточно, если мать отвечает на вопрос так: «Последние
три года». Мы должны в таком случае знать, какие изменения произошли три года назад в
окружающей ребенка среде или в его собственном физическом состоянии
Первым признаком потери ребенком чувства уверенности в себе часто является его
неумение адаптироваться в школьной жизни. Первая неудача ребенка воспринимается иногда
взрослыми недостаточно серьезно, а она может означать для него нечто близкое к катастрофе.
Необходимо выяснить, как часто ребенка шлепали за плохие школьные оценки и какое влияние
эти оценки или рукоприкладство родителей оказали на его стремление к превосходству. Подобный
ребенок может увериться в том, что он неспособен ни к каким достижениям, особенно, если
каждая его неудача сопровождается родительскими замечаниями типа: «Ты никогда ничего не
добьешься», или «Ты закончишь на виселице».
Некоторых детей неудачи стимулируют, а других приводят к полному упадку сил. Детей,
потерявших веру в
себя, веру в будущее, необходимо ободрять. К ним надо относиться мягко,
терпеливо и не спеша.
Вульгарное объяснение вопросов секса может повергнуть ребенка в замешательство.
Блестящий успех сестры или брата может отпугнуть его от дальнейших усилий.
2. Имели ли место признаки этого явления раньше? Данный вопрос означает, была ли
замечена неподготовленность ребенка до того, как он начал меняться в новой ситуации. На него
мы получаем самые различные ответы. Ответ «он был неаккуратен» означает, что мать привыкла
все делать за него. Или «он всегда был робким» говорит о большой привязанности ребенка к
семье. Когда ребенка описывают как слабенького, мы можем допустить, что он и родился слабым,
и в связи с этим был избалован и изнежен или мог быть игнорирован из-за своей уродливости.
Этот вопрос также может касаться его возможного слабоумия. Ребенок же, может быть, просто
очень медленно развивался и потому был заподозрен в слабоумии. Даже если бы он через
некоторое время обрел устойчивое положение, он все равно бы сохранил ощущение изнеженного
или ограниченного ребенка; и эти чувства намного усложняют любую попытку справиться с новой
ситуацией. Когда нам говорят, что ребенок труслив и небрежен, мы можем быть уверены, что он
своим поведением пытается обратить на себя чье-то внимание.
Первая задача учителя — завоевать доверие ребенка, а затем развивать его мужество. Если
ребенок неловок, учитель должен узнать, не левша ли он. Когда же его подопечный проявляет
крайнюю степень неуклюжести, учителю следует выяснить, насколько тот осознает свой пол.
Мальчики, воспитываемые в женском окружении и избегающие компании своих сверстников, над
которыми смеются, дразнят и относятся как к девочкам, — такие мальчики привыкают к этой
своей роли и позже переживают довольно бурные внутренние конфликты. Неумение различать
врожденное половое различие между мужчиной и женщиной ведет к тому, что эти дети верят в
возможность изменения их пола. Но в конце концов они обнаруживают, что их физическая
Hosted by uCoz