Navigation bar
  Print document Start Previous page
 75 of 140 
Next page End  

Мальчик всегда разговаривает как младенец. У него очень любящий отец.
Отец, как выясняется, также балует своего сына.
Ребенок предпочитает мать. В семье два мальчика. Мать говорит, что старший сын
умнее. Оба мальчика беспрестанно соперничают и дерутся друг с другом.
Данный случай представляет собой пример соперничества детей в семье. Такая ситуация
присутствует в большинстве семей, особенно между первыми двумя детьми; однако часто
подобное соперничество можно наблюдать между любыми двумя детьми, которые растут вместе.
Суть рассматриваемой ситуации заключается в том, что при успешном продвижении вперед
одного из детей его визави теряет свое превосходство. Чтобы избежать при этом нежелательных
последствий, необходимо, как мы уже рассматривали это в главе 8, должным образом готовить
детей к сотрудничеству.
Мальчику совсем не дается арифметика.
Одной из самых больших проблем для избалованных Детей в школе обычно является
арифметика, потому что этот учебный предмет учитывает наличие определенной социальной
логики, которая отсутствует у таких детей.
У мальчика должно быть что-то неладное с головой.
Мы это не можем обнаружить. Он ведет себя достаточно разумно.
Матери и учителю кажется, что мальчик занимается онанизмом.
Вполне возможно, что так оно и есть. Многие дети занимаются этим.
Мать говорит о том, что у сына круги под глазами.
У нас нет оснований в этой связи говорить о явлении мастурбации только исходя из того,
что у мальчика тени под глазами; люди же, однако, обычно находят в этом что-то неладное.
Мальчик очень разборчив в еде.
Теперь мы знаем, как сын всегда стремится овладеть вниманием своей матери, даже
используя для этого время еды.
Мальчик боится темноты.
Боязнь темноты всегда является следствием избалованности ребенка в детстве.
Мать сообщает, что у сына много друзей.
Мы уверены в том, что друзьями являются те ребята, которыми он может повелевать.
Мальчик интересуется музыкой.
Интересно иногда проверить строение уха у музыкантов. Результаты показывают, что ухо у
того или иного музыканта имеет более развитую конструкцию. Когда перед нами предстал этот
мальчик, мы сразу решили, что у него прекрасный и тонкий слух. Чувствительность может
выражаться в любви и гармонии; и у человека, владеющего этим качеством, больше возможности
для развития музыкальных способностей.
Мальчику нравится петь, но у него болезнь уха.
Такие люди с трудом выносят нашу шумную жизнь. И они чаще, чем другие люди,
страдают заболеваниями уха. Формирование органа слуха генетически передается по наследству,
вот почему как и музыкальное дарование,
так и болезнь уха вместе следуют от поколения к
поколению. Этот мальчик страдает от болезни уха, в то время как у него в семье есть те, кто имеет
прекрасный слух.
Лучший способ лечения мальчика — это вселить в него чувство независимости и
самоуверенности. Сегодня ребенок не ощущает этого в себе; он считает, что для матери лучше
постоянно заниматься с ним и никогда не оставлять его одного. Ему всегда хочется быть под
покровительством своей матери; и любая мать будет лишь рада предоставить такую опеку. И
сейчас ему нельзя отказывать в свободе делать, что хочет; в свободе совершать ошибки. Только
таким путем ему удастся овладеть чувством уверенности в себе. Его надо научить не
противодействовать брату в стремлении того заслужить материнскую любовь. Пока же каждый из
братьев чувствует себя обделенным и потому они оба излишне ревнуют друг к другу.
Особенно же важной считается задача научить мальчика как можно более мужественно
встречать проблемы школьной жизни. Например, представим, что может случиться, если ребенок
перестал ходить в школу. Как только он прервет учебные занятия, так сразу же его устремления
пойдут по ложному пути. Однажды он прогуляет уроки, другой раз совсем бросит школу, уйдя из
дома и примкнув к какой-нибудь шайке. День предупреждения стоит год лечения; лучше сейчас
приучить мальчика к школьной жизни, чем через некоторое время иметь дело уже с малолетним
преступником. И школа в этом случае является решающей проверкой личности. Сегодня ребенок
пока не готов справляться с трудностями социальным путем, поэтому-то его и преследуют в
школе неудачи. И здесь мы видим как раз обязанность школы по вооружению ребенка мужеством
и уверенностью в себе. Разумеется, и у самой школы есть собственные проблемы: возможно, что и
классы переполнены, а может быть, и учителя, у которых учился мальчик, не совсем
профессионально подготовлены к такого рода психологической работе. И это печальное стечение
обстоятельств. А если у мальчика вдруг окажется единственный учитель, который сможет по-
настоящему ободрить и приласкать его, тогда этот маленький человек будет спасен для общества.
Hosted by uCoz