Navigation bar
  Print document Start Previous page
 133 of 193 
Next page End  

Гения может оценить только гений. Остальные принимают оценку к сведению и вере.
А еще есть те, кто эту оценку выносят и утверждают. Пиарщики и имиджмейкеры –
«позиционеры». Профессиональные диспетчеры социокультурного пространства.
11. Возвращение в русскую поэзию Гумилева как-то вытеснило с места первого поэта
эпохи Блока. Утверждение Бродского – решительно спихнуло с верха Евтушенко и
Вознесенского. Боливару не вынести двоих.
12. Пикассо, много лет Первый Художник XX века, был гениальным
саморекламщиком. Пардон: грамотно себя позиционировал. И все знали: коллаж-примитив
«Герника» есть великое произведение искусства. Умер старенький Пикассо. И как-то все
больше предпочитают ему Дали. Клоун знатнейший! – но картины выглядят искусством
гораздо больше концептуальных композиций его земляка Пабло, мастерство и мысль более
явны.
13. Все знают, что Первым Ученым XX века был Эйнштейн, хотя практически никто,
кроме физиков, не испытывает желания, не говоря об отсутствии возможности, вникнуть в
суть теории относительности. Это неважно, что он сделал – все знают, нам сказали, мы
верим. Кто-то должен быть первым гением.
Знак! Есть знак в социокультурном пространстве! Фамилия, свершение, суть –
вариабельны, не принципиальны. Номер Первый, и номера вторые, и прочие –
предусмотрены структурой. Чем и кем именно наполняются клетки этой структуры –
непринципиально. Принципиально их наличие и расположение.
14. Бездарный и беспрецедентно жестокий маршал Жуков не оставил после себя ни
одной сколько-то самостоятельной и ценной военной мысли, не спланировал и не провел ни
одной операции, где хоть какую-то роль играло военное искусство, переигрывание врага
полководческим умением. Только подавляющим преимуществом в живой силе, технике,
боеприпасах, топливе. Только гибелью своих солдат многократно большей, чем у врага.
Бесспорно умел одно: беспощадно добиваться исполнения любых своих приказов, невзирая
на любую бессмыслицу и кровь. Но России нужен великий полководец в выигранной войне!
Сознанию народа нужна персонификация славы! И вот стоит конный памятник Жукову на
Манежной. Ибо в структуре социокультурного пространства необходимо конкретизировать
этот знак.
15. Социокультурное пространство мифологично. Его структура задана спецификой
нашего сознания. Его пьедесталы-клеточки-знаки существуют независимо от конкретных
личностей и событий, значащихся на них.
Есть Знак Отца. Он сильный, умный, значительный, охранительный, и -добрый и
любящий, даже если суровый и способный на поступки неоднозначные. Его нельзя не
любить и не уважать. Потребность любить и уважать заложена в человеке – так на кого же
обратить эти чувства, если не на него. Говорить плохое об Отце – это плохо: это
оскорбление, святотатство. Любя и уважая, мы хотим видеть в нем только хорошее. Все
поступки трактуем к его достоинству. А скверного знать не хотим. Даже если оно есть –
говорить о нем не надо, это плохо, неправильно.
Поэтому мы складываем миф. Вернее – он заранее существует в сознании. Мы просто
подгоняем под него конкретику Номера Первого.
Есть Знак Наших . Друзья. Родня. Помогут, поддержат, они лучше чужих. Не
безупречны. Но тоже хорошие. Лучше чужих, хотя чужие могут этого не понимать и думать
иначе.
И есть Знак Злодея . Сальери. Гитлер. Фашист. Нечестный. Жестокий.
Несправедливый. Враг. С ним не договоришься, он изверг по сути. Может, в нем и есть что
хорошее, но этого не очень видно, и искать не надо. Все его поступки трактуем ему в минус.
В чем бы то ни было его защищать – это коллаборационизм, предательство, гнусность. И
упаси тебя боже залететь под этот знак – никакая праведность не поможет.
А уже подробнее – можно конкретизировать. Есть разные трафареты и клише –
мифологические образы. И под эти знаки в готовые клеточки мы сажаем конкретных людей
Hosted by uCoz