Navigation bar
  Print document Start Previous page
 132 of 193 
Next page End  

славу отдельного Пантеона.
А дальше и ниже стоят скамейки для публики помельче. Ее не всегда заметно по
темным углам. То луч на такой личности – а то ушел в сторону.
А там и дверцы в незаметных панелях. Кого-то вынесли, кого-то внесли.
Готово? Пьедесталы расставлены? Заноси!
И вот начинается ругань и давка.
8. В культуре плохо обстоит дело с объективными критериями, зато хорошо – с
желанием каждого человека и народа быть некультурнее (позначительнее) в собственных
глазах. Поэтому обычно строят два Пантеона – собственный, «национальный» – и мировой,
общий. Свой к глазам поближе – мировой подальше: происходит перспективное искажение
величин, двойной стандарт.
Вот литература – разумеется: один из главных аспектов культурности. Грузия –
Руставели. Украина – Шевченко. Польша – Мицкевич. Узбекистан и Иран – Хайям. Швеция
– Стриндберг. Россия – Пушкин. Греция – Гомер. Италия – Данте. Франция – Гюго
отталкивает Вольтера и Рабле. Германия -Гете. Англия – Шекспир. Это – домашние
Пантеоны.
В общем, мировом, выходит так: в центре и выше прочих – Шекспир. Чуть ниже на
пьедестале – Гете и Данте, а почетным особняком, победитель забега ветеранов,– Гомер,
Гомер. Поблизости, на перворанговых пьедесталах -французы и Хайям. Стриндберга
заметить можно, Руставели нужно долго искать. Славяне, первые номера своих Пантеонов,
увы, не просматриваются. Хотя хорошо заметны перворанговые дома русские Толстой и
Достоевский, и даже Чехов. Хотя уступают Диккенсу, Гюго и Бернарду Шоу. А где же
великие Якуб Колас и Там-сааре? Про них швейцар не слышал.
Литературные оценки страдают субъективизмом? Возьмем более объективные
величины из области, казалось бы, реальной, – истории. Для лучшего рассмотрения – из
ближайшей, новейшей истории.
Вот II Мировая война. Вот знаменитое сражение при Эль-Аламейне. Для англичан оно
вроде Сталинграда. Немецкие потери убитыми и ранеными – 8 000 человек. Их потери в
Сталинграде – 350000 человек. В масштабе – ничего общего. Но должны же англичане
объяснить себе и миру, что это они выиграли войну – в воздухе, на море и на суше.
Лучшие асы-истребители русских, англичан и американцев по числу сбитых ими
самолетов в Люфтваффе вообще не были бы заметны среди прочих: 30-50 побед против
200-300. Но герои выбираются из тех лучших, которые есть. Запомните эту простую
формулу:
Герои выбираются из тех лучших, которые есть.
Она применима ко всему в культуре. Ко всему. 
9. Что произойдет, если завтра из нашей культуры – из нашего сознания – исчезнет
Шекспир? Вот не было! Но – первое место есть всегда. Так на нем окажется Гете или Гюго,
скажем. И получат дополнительную дозу лавров. В их сочинениях не изменится ни одной
буквы. Изменится их позиционирование в нашем сознании, в нашем социокультурном
пространстве.
10. Простой народ Пушкина не читает. И вообще почти ничего не читает. По
статистике – даже дюдиков на душу населения мало читает. Но твердо знает, что Пушкин –
это наше солнце и наше все. Откуда он это знает? И очень просто:
а) должен же быть у нас супергении;
б) это все знают;
в) нам так сказали и продолжают говорить.
То есть:
а) есть место для Номера Первого в нашем социокультурном пространстве,
уготованное структурой сознания;
б) компетентные специалисты, уважаемые знатоки истории и литературы, ставят его на
это место: а кого еще-то? все верно.
Hosted by uCoz