Navigation bar
  Print document Start Previous page
 38 of 193 
Next page End  

как нельзя более обычно. Правда, когда грабят нецивилизованных – это тоже обычно.
Повторяем, это может быть весьма и во всех смыслах (кроме военного, бойцового)
неразвитое государство – но система наличествует.
Александр Македонский, имея в виду всемирное насаждение эллинских свобод и благ,
сокрушил кучу восточных деспотий и южных торговых республик, и не только. Насадить он
им, кроме болячек, ничего не сумел. Некоторые считают – не успел. Скорее греки
перенимали обычаи и культуру завоеванных – по мере краткого или продленного времени.
Разрушил он навсегда – а созданными остались, на известное время, разве что библиотека и
маяк в Александрии. Но дел он наворотил и в историю въехал на Буцефале. Кумир юных
героев двадцати с лишним веков.
Что кормит захватчика? Вооруженная экспансия. И это дело системе нравится.
Созидать она станет не сразу и не всегда, а грабить будет, пока есть кого грабить.
Добывается оружие, рабы, одежды и украшения, продовольствие и кони. А зачем
остальное-то уничтожать? Чтобы не было потенциальных врагов. Профилактика. Чтобы
чужая культура не влияла на собственную. Инстинкт самосохранения системы, доказавшей
свое преимущество над чужой. Чтоб свои возможности показать – себе, своим, врагам.
Самоутверждение и самореализация личности и через то – системы.
Хищник живет плотью поедаемых животных. Оно щиплет травку пятнадцать часов в
день и переваривает круглосуточно – а он наедается за четверть часа на трое суток. Это
более эффективный способ потребления энергии: быстро, много, уже преобразованной из
растений. Вроде «сникерса»: съел – и порядок. Хищник как усовершенствованная
биосистема, опосредованно, через «фильтр-обогатитель», работающая на энергии веществ
земной коры и на солнечной энергии. Сам он травой питаться не может, сдохнет, а жить
надо.
Аналогично государственная система стремится получать энергию самым
эффективным из доступных ей способов. Если отобрать у другого быстрее и проще, чем
делать самому – отбираем.
И это вовсе не всегда имеет форму грабежа. Идеологически и нравственно это может
облекаться в самые разные одежды.
В эпоху крестовых походов христианская цивилизация отнюдь не стояла на более
высокой ступени развития, чем исламская. Дамасская сталь была лучшей в мире. За
азиатские шелка отваливала баснословные деньги европейская знать. Восточная литература
была изощренной и изящной. Врачи, математики, астрономы Востока могли дать много
очков вперед европейским. Что же сделали гордые рыцари? Двинулись на Иерусалим под
лозунгом освобождения гроба Господня и разнесли все восточное, что смогли. Откуда у них
брались деньги на кампанию? С крестьян драли, у купцов занимали, короли свою казну
задействовали; церковь обосновательную базу подбивала. Государственная система в
действии. И государства, «созидательный момент» в которых «застоялся», на время стали
деструктивными: захватывали «без толку», убивали-грабили, уровень цивилизации
захваченных территорий не повышали, но старались понизить до своего.
Заметьте: кончились, и весьма бесславно, крестовые походы – и начался Ренессанс:
энергия системы направилась в другое русло.
Не созидание как. таковое – цель государства. Цель его как системы -производить
максимальные действия, переструктурировать бытие насколько возможно.
Чем превыше всего бредили мальчики тысячелетий? Подвигами. Какими? Наотбивать в
шахте больше всех угля? Хренушки, пусть рабы уголек колют. Военными подвигами. На
своей территории? Нет, это бедствия, от них боги нас избавь. Малой кровью! на чужой
территории! Карфаген? – разрушить! Персов? – сжечь! Иерусалим? – захватить! Царьград? –
щит на ворота прибить, чтоб знали! И дойти до последнего моря, и спеть там песню о
золотом Керулене и голубом Ононе.
Влияние идеологии отбрасывать не надо, но в основе лежит естественная тяга к
максимальным ощущениям и максимальным действиям.
Hosted by uCoz