Navigation bar
  Print document Start Previous page
 130 of 282 
Next page End  

делают его все менее активным, психогенно измененным, неспособным к восприятию реальности.
Нервно-психическое напряжение
При неврозах это более широкое понятие, чем внутренний конфликт, поскольку образуется из
более многочисленных источников и не всегда психологически мотивировано. На исходном уровне оно
может быть представлено конституционально и антенатально измененной нервно-психической
реактивностью при невропатии, перинатальной и постнатальной органической церебральной
патологией, генетически трудным сочетанием контрастного темперамента родителей.
Напряжение, появляющееся в результате неправильного воспитания и конфликтов, в отличие от
предшествующих источников, имеет тенденцию к нарастанию с возрастом детей. Патогенно прежде
всего блокирование активности, отсутствие эмоционального отреагирования, чрезмерная стимуляция
возможностей и воспитание в целом, не соответствующее особенностям темперамента, характера и
формирования личности. Патогенные ситуации воспитания и взаимоотношений в семье не обязательно
осознаются как травмирующие, но тем не менее способствуют развитию психического напряжения. К
тому же оно может возникнуть и в результате психологического заражения или индукции —
непроизвольного усвоения нервного состояния взрослых и сверстников, с которыми ребенок находится
долгое время в непосредственном и тесном общении — контакте. Это характерно для эмоционально
чувствительных, непосредственных и впечатлительных детей, которые как бы переносят на себя,
впитывают эмоциональное состояние близких и значимых лиц, сопереживая, сочувствуя или подражая,
идентифицируясь с ними. Срабатывают здесь также и психологические механизмы высокой
эмоциональной запечатлеваемости, избирательной внушаемости, привязанности и любви.
О хронической психотравмирующей ситуации как источнике напряжения следует говорить при
наличии неразрешимых для детей переживаний, составляющих содержание внутреннего конфликта. На
этом фоне дополнительно действующие психические травмы — эмоциональные потрясения —
усиливают патогенность жизненной ситуации, поскольку ребенок не может справиться с ними,
пережить их. Вместе с внутренним конфликтом, проблемами общения и неблагоприятным стечением
жизненных обстоятельств это позволяет говорить о появлении неудачного, травмирующего жизненного
опыта или состояния хронического дистресса, как основного источника патогенного напряжения при
неврозах. Положение осложняется тем, что дети с неврозами не могут из-за своего ограниченного и уже
психогенно деформированного жизненного опыта, условий воспитания и отношений в семье
эмоционально отреагировать накапливающееся нервно-психическое напряжение. Они вынуждены
подавлять его, что превышает предел адаптационных возможностей и изменяет еще больше нервно-
психическую реактивность организма. При этом происходит непродуктивная затрата
психофизиологических ресурсов и возможностей, их дальнейшее перенапряжение и болезненное
ослабление в целом. Следствием хронического психического напряжения будет нарастание
церебральных астенических расстройств, фиксирующих переживания и затрудняющих дальнейшее
восстановление нервно-психических сил. Одновременно уменьшается психическая толерантность к
продолжающемуся воздействию стрессовых факторов, нарастают беспокойство и эмоциональная
неустойчивость, появляются или усиливаются вегетососудистые и соматические нарушения, снижаются
общая выносливость и сопротивляемость организма. Вместе это позволяет говорить о появлении
развернутой клинической картины невроза.
О перерастании длительно действующего психического стресса в невротический, патогенно-
каузальный стресс позволяют судить следующие психогенные изменения, взятые в динамике их
развития: 1) перенапряжение психофизиологических возможностей и систем организма; 2) аффективная
переработка жизненного опыта (в виде фиксации переживаний, эмоциональной неустойчивости и
беспокойства); 3) повышение чувствительности к действию дальнейших угроз для «я» (эффект
эмоциональной идиосинкразии или сенсибилизации); 4) реактивное, психогенно обусловленное
изменение отношения к себе и другим (формирование неуверенности в себе, аффективно-тревожного и
эгоцентрически защитного типа восприятия); 5) появление защитно-избегающей мотивации поведения
(когда ребенок «не слышит», не реагирует на травмирующие стимулы из внешней среды — феномен
Hosted by uCoz