Navigation bar
  Print document Start Previous page
 56 of 282 
Next page End  

дружеские отношения. Если сверстников на рисунке несколько, то автор помещает себя обычно на
периферии группы, отображая этим отсутствие лидирующей позиции. О феномене социально-
психологической изоляции можно судить по рисункам школьников. Они достоверно чаще изображают
себя в одиночестве, чем в окружении сверстников или взрослых. Таким образом, степень принятия в
группе (коллективе) уменьшается по мере перехода из детского сада в школу, сопровождаясь все более
выраженными переживаниями своей обособленности, непонятости и одиночества с ведущим
переживанием «я не такой, как все». Чувство одиночества — одно из центральных переживаний при
неврозах — особенно заметно в сюжете «улица, двор». Здесь также достоверно доминирует
изображение только себя, а не себя и сверстников, подчеркивая трудности в установлении дружеских,
неформальных отношений.
Рисование ситуации «Мы дома» дает возможность воспроизвести взаимодействие в семье,
какую-либо сценку из ее жизни. Здесь же предлагается нарисовать всех членов семьи по усмотрению
автора рисунка в отдельных комнатах, отразив таким образом наиболее близких для него лиц. Один
мальчик нарисовал в этом случае мать похожей на робота, что указывало на ее занятость, строгость и
принципиальность, отсутствие душевной теплоты в отношениях с сыном.
Изображение на рисунке одного из наиболее беспокоящих страхов оказывает
десенсибилизирующее действие на остальные страхи, поскольку ребенок, проявляя целенаправленное
волевое усилие в процессе рисования, справляется с заданием и заслуживает одобрение близких и
похвалу врача. На первом месте среди выбираемых для рисования страхов вне зависимости от возраста
находятся чудовища. На втором месте воспроизводятся страхи стихийных бедствий (землетрясения,
пожара, аварии и т. д.) и войны, а также нападения (бандитов). Все эти страхи символизируют угрозу
для жизни, как и следующие по частоте страхи животных (от укуса змеи наступит смерть, паук выпьет
кровь, собака загрызет и т. д.). На последнем месте изображаются страхи одиночества и темноты,
поскольку они менее дифференцированы и наиболее трудны для рисования. В младшем школьном
возрасте нередко воспроизводятся инстинктивно опосредованные страхи высоты, глубины, замкнутого
пространства. В подростковом возрасте возрастает рисование социально опосредованных страхов
плохой отметки, контрольных, не успеть все сделать вовремя. В этом случае речь идет уже не столько о
страхах, сколько об опасениях, нередко приобретающих навязчивый характер. Соответственно, эффект
от отображения в рисунке ведущего страха будет более высоким в дошкольном и отчасти в младшем
школьном возрасте. Во всех случаях важен сам принцип выполнения задания врача, что является
отправным пунктом для повышения уверенности в себе, в творческих силах и возможностях.
Тема «Самое плохое (неприятное) событие в жизни» дополняется «самым хорошим событием»,
чтобы уравновесить психотравмирующий аспект первого рисунка. У мальчиков и девочек на первом
месте среди отрицательных воспоминаний находятся события, связанные с пребыванием в больницах,
несчастными случаями и медицинскими манипуляциями. На втором месте у мальчиков
воспроизводятся конфликты со сверстниками; у девочек — конфликты с родителями, что отражает
большую эмоциональную значимость для них таких конфликтов.
«Кем я хочу стать» — заключительный раздел тематического рисования, вносящий в него
оптимистическую ноту и способствующий повышению уверенности.
При рисовании на тему «Семья» дается задание изобразить всех, с кем живет ребенок. При
анализе рисунка следует учитывать не только объективное отражение семейной ситуации, но и
возможность ее изменения в благоприятную для ребенка сторону. Имеют значение порядок и близость
расположения фигур, особенно место, где нарисовал себя ребенок: между родителями или рядом с
одним из них. Заслуживают внимания и размеры фигур, соотносимые с ролью взрослых в семье и их
авторитетом для ребенка. Общая цветовая гамма с одним из взрослых на рисунке, в частности одна и та
же окраска туловища, указывает на большую вероятность отождествления с ним по признаку пола. Как
мальчики, так и девочки на первом месте в норме (546 рисунков) чаще ставят отца, на втором (слева
направо) — мать, на третьем — себя. При неврозах (81 рисунок) аналогичное расположение фигур
отмечается у мальчиков. Девочки на первое место ставят мать, затем отца и себя, отражая этим
доминирующую позицию матери в семье. При конфликтных отношениях в семье рисунки детей при
неврозах и в норме менее композиционно едины; чаще проявляется раздробленность пространства или
нарушается целостность в изображении членов семьи; фигуры родителей разъединяются большим
Hosted by uCoz