Navigation bar
  Print document Start Previous page
 97 of 282 
Next page End  

внутренне холодная и неотзывчивая, расчетливая и эгоистичная, равнодушная к страданиям других,
считает ошибки заблуждениями, недостатки — пороками, а любую критику в свой адрес — злым
умыслом.
«Спящая Красавица». Склонная к мечтательности, депрессивному мироощущению и
пессимизму, заторможенная, нарцистическая (самовлюбленная) натура, пребывающая в плену своих
идеализированных представлений, ждущая своего «принца», разочарованная и усталая, погруженная в
свои мысли и переживания, отстраненная от ребенка и его потребностей, обращающаяся с ним как с
живой куклой.
Общее между тремя психологическими типами матерей можно систематизировать по следующим
пунктам: «Она всегда молода и прекрасна»; исключительно много времени уделяет себе; исходит только
из своей точки зрения; хочет покровительствовать; высокомерна, претенциозна по отношению к другим,
которых всегда считает ниже себя; стремится во что бы то ни стало господствовать или доминировать
среди окружающих; не переносит невнимания к себе и больше всего на свете боится остаться одна, без
восхищения и признания со стороны других.
«Унтер Пришибеев». Недостаточно чуткая, часто грубая и безапелляционная, во всем командует
детьми, понукает, принижает их чувство собственного достоинства, с недоверием относится к их опыту,
самостоятельности, легко раздражается и выходит из себя, гневлива и раздражена, придирчива и
нетерпима к слабостям и недостаткам, часто прибегает к физическим наказаниям, долго помнит плохое.
«Суматошная» мать. Неустойчивая, взбалмошная, неугомонная, непоследовательная и
противоречивая. В своих действиях и поступках бросается из одной крайности в другую, часто
взрывается, кричит, любой пустяк превращает в трагедию, из ничего создаст проблемы и на них же
бурно реагирует.
«Наседка». Жертвенная, тревожно-беспокойная, во всем опекает, не отпускает детей от себя,
сопровождает каждый их шаг, предохраняет от любых, в основном кажущихся, трудностей, стремится
заменить собой сверстников, все сделать за ребенка, но только не способствовать его самостоятельности
и активности.
«Вечный ребенок». Мать, которая не стала взрослой, по-детски обидчива и капризна,
драматизирует любые события, жизнь считает невыносимой, детей — обузой, себя — жертвой
обстоятельств, постоянно ищет помощь и поддержку, покровительства. Не может справиться с самыми
обычными проблемами детей, охотно сдает их «на поруки» кому-либо, страдая при этом от своего
чувства бессилия и беспомощности.
Приведенные психологические портреты следует интерпретировать как дополняющие друг друга
психологические образы или тенденции в отношении матерей к детям. Наиболее типичен образ
Царевны Несмеяны. Образ Снежной Королевы представлен лишь фрагментарно, являясь, скорее,
психопатической, чем невротической, транскрипцией отношения, как и жестокость, неприятие,
безразличие, которые присутствуют у шизоидных, паранойяльных и асоциально-попустительствующих
матерей.
Проекция личностных проблем родителей на отношения с детьми тесно перекликается с
предыдущим и является, по существу, его дополнением. Здесь повышенная требовательность к детям и
отсутствие адекватной требовательности к себе; чрезмерная опека, исходящая из чувства беспокойства и
страха одиночества; ритуальный контроль и педантизм, основанный на мнительности и неуверенности
в себе у родителей. В этом же ряду невротически спровоцированные эффективность и
непоследовательность в обращении с ребенком; конфликтное неприятие у него каких-то нежелательных,
с точки зрения родителей, черт характера и темперамента друг друга и др.
Большое количество взрослых, прямо или косвенно принимающих участие в воспитании,
нередко заменяющих собой родителей в первые годы жизни детей. Прежде всего это касается
единственных детей, разночтения в подходе к которым служат источником хронической и
неразрешимой стрессовой жизненной ситуации.
Односторонний характер воспитания. Как правило, речь идет о доминировании матери и
бабушки в воспитании. Подобная ситуация особенно неблагоприятна для личностного развития
мальчиков в старшем дошкольном и подростковом возрасте, поскольку исключение отца из сферы
воспитания нарушает выработку навыков поведения, адекватного полу.
Hosted by uCoz