Navigation bar
  Print document Start Previous page
 110 of 290 
Next page End  

качестве своей, если угодно, догмы, становится универсальной техникой
получения и организации знания. Поэтому проблема социологического
исследования должна формулироваться технически — как представление о
том, какое новое знание необходимо получить для приближения к истине.
При этом научные сотрудники обязаны забыть об удалении истины по мере
приближения к ней.
Отстранение от оценки не означает отстранение ученого от участия в
общественной жизни. Наоборот, только независимое и отстраненное от
оценки знание дает возможность аутентичной экспертизы социальных
проблем. Знание должно быть сначала получено в технически правильной
форме, а его применение составляет особый вид социологической работы.
Первый тип исследовательской работы назовем эвристическим, а второй
прикладным. Проблема эвристического социологического исследования
заключается в получении знания. Научный поиск ведется здесь внутри
научной дисциплины, в чисто научных целях и под внутренним контролем
профессионального сообщества. Прикладное исследование ведется для
решения внешних по отношению к научной дисциплине задач, и,
соответственно, его критерием являются «успех» и «одобрение» со стороны
«заказчика», а нормы научной деятельности находятся в существенной
зависимости от вненаучной экспертизы. В любом случае технически
корректная постановка проблемы — главное условие не только ее решения,
но и уверенности в том, что данная деятельность является научной.
Понять социальную реальность можно лишь в том случае, если
держаться от нее на приличном расстоянии. Мы можем вникать в смысл
происходящего посредством переживания и воображения — тогда наше
знание примет форму искусства. Наука — в том числе социология —
конструирует мир как логически взаимосвязанное целое, где все подчинено
жестким правилам рассуждения и проверки гипотез. «Живая жизнь» никогда
не укладывается в логическую схему. Это знает каждый. Но социолог
должен отстраниться-дистанцироваться от всего случайного,
несущественного и не имеющего значения, чтобы сделать предметом своей
теории только существенное, необходимое и значимое.
Как ни удивительно, для того, чтобы наблюдать действительность, надо
уметь не видеть ничего лишнего, забыть о ней. «Умное видение»
заключается в том, чтобы видеть головой, а не глазами. Герман Коген
нисколько не иронизировал, говоря, что звездное небо над нами следует
изучать по книгам. Нет лучше способа испортить исследовательскую тему,
чем утопить ее в разнообразии наблюдений.
Эмпирия означает опытное знание, не просто восприятие хаоса
событий, меняющихся ежеминутно, а умение распознать в них смысл 
105
Hosted by uCoz