Navigation bar
  Print document Start Previous page
 117 of 290 
Next page End  

воспроизведение замысла, которому подчинены факты и события.
Подчиниться этому замыслу все равно, что понять его.
Взаимосвязь фактов и теории такова, что конфликт между результатами
наблюдения и теоретическими генерализациями не разрушает теорию в
целом, а модифицирует ее. Смена теорий — научная революция —
происходит тогда, когда новая альтернативная система допущений
становится признанной и сообществе ученых. Но и тогда старая теория не
исчезает. Ее элементы продолжают существовать в корпусе научного знания
в качестве альтернативного либо периферийного компонента.
То обстоятельство, что факты воспринимаются совершенно иначе в
контексте иной теории, не означает, что меняется структура «данных». В
рисунке удава в «Маленьком принце» А. Сент-Экзюпери идея-схема самого
рисунка являет собой существенное ограничение для возможных
альтернативных интерпретаций, которые отнюдь не произвольны, а зависят
от «данных». Там же, в «Маленьком принце», можно найти образец
универсальной всеохватывающей теории — «ящик, в котором находится
нужный нам барашек». Восприятие изображения определяется «теорией»,
вносящей смысл в «эмпирическую реальность».
Здесь можно говорить лишь об «онтологической относительности» в
смысле В. Куайна
10
, но не об искусственности эмпирических
подтверждений, задаваемых теорией. Проблема заключается в том, что
изолированные фрагменты какой-либо картины могут допускать
произвольные интерпретации-версии, а целостный образ всей картины
образует теорию par excellence. Так, следователь (он же — исследователь) по
разрозненным фактам (уликам) пытается выстроить версию происшедшего
преступления, Его опытность заключается в умении избрать самый сильный
гипотетический образ ситуации, который позволил бы восстановить
недостающие сведения по имеющимся. Такого рода гештальты не заменяют
отчетливых концептуализации, однако позволяют сделать первые шаги в
организации данных. На стадии формирования теории сильный
эвристический импульс дают метафоры, заменяющие логически
обоснованное знание. Зрелая теория уже рассматривает метафоры как
признак методологической неполноценности знания,
Теория может включать в себя огромное количество «актеров» и
«сцен», и тогда инсценировка приобретает если не универсальный, то 
10
Куайн В., Онтологическая относительность // Современная философия
науки: Хрестоматия / Сост., пер., вступ. ст. и коммент. А.А. Печенкина. М.:
Наука, 1994. С. 23-36.
112
Hosted by uCoz