Navigation bar
  Print document Start Previous page
 118 of 290 
Next page End  

масштабный характер. Теория может быть и совсем маленькой, состоять из
нескольких постулатов. Например, одна из теорий, включенных в обширную
программу «Академического сознания» (обследование преподавателей
общественных наук в американских университетах и колледжах, П.
Лазарсфельд, В. Тиленс, 1958), заключалась в объяснении успешной карьеры
профессора количеством его переходов с одного места работы на другое —
постоянно повышая свой должностной статус, он достигает большего, чем
его коллега, постоянно работающий на одном и том же месте. Здесь всего
две переменные — карьера и число перемещений. Но за ними стоит
многоплановая картина университетской жизни.
Далеко не всякие теории-«инсценировки» принадлежат области
научного знания. Например, теория о том, что успех на экзамене зависит от
«счастливого» билета, разделяется многими студентами, но среди
преподавателей эта теория признания не получила. Каждый человек имеет
собственные представления обо всем, и в этой мере каждый сам себе
теоретик.
Теория может рассматриваться как концептуальная интерпретация
связи, фиксируемой эмпирически. Но и эмпирия существенным образом
зависит от используемых исследователем концептуализации. В этом
заключается одна из вечных проблем методологии социологического
исследования — некий аналог яйца и курицы. Вероятно, сама постановка
вопроса, что чему предшествует — теория эмпирии или эмпирия теории, —
является надуманной. Теория являет собой совокупность необходимых и
достаточных переменных, описывающих определенный фрагмент
реальности. Например, теория организаций включает такие существенные
переменные, как величина организации, статусная структура, степень
централизации, эффективность функционирования, тип лидерства и т. п. Из
этих переменных создаются теоретические «картины», позволяющие
объяснить многие события и тенденции в деятельности организаций.
Например, показано, что в формальных организациях существует тенденция
к отклонению от первоначально установленных целей; чем крупнее
организация, тем сложнее иерархическая структура персонала; чем более
децентрализована организация, тем отчетливее выражена статусная
идентификация ее членов. Установлено, в частности, что более
централизованные структуры имеют более высокую производительность,
зато в менее централизованных сильнее выражены нормы трудовой морали.
Члены организации, идентифицирующие свои интересы с интересами
организации, обнаруживают высокую критичность по отношению к
средствам решения задач, тогда как «аутсайдеры» более критично настроены
к целям организации. Подобного рода фрагменты могут образовать каркас
общей теории.
113
8-365
Hosted by uCoz