Navigation bar
  Print document Start Previous page
 13 of 290 
Next page End  

на активную силу интеллекта, формирующую мир по точно рассчитанному
проекту
7
. «Социальность» как рационально обоснованный проект
жизнеустройства заменила благолепие «града земного».
Механистическая картина мира, основанная на универсальном
представлении о силовом взаимодействии масс, требовала измерительного
инструментария для исчисления траекторий движения тел. «Силам»
подчинились и тела физические, и тела общественные, а сознание оказалось
лишь tabula rasa с запечатленными отображениями вещей. Так возникла идея
«социальной физики», предопределившая тематическую программу
социологии. Адольф Кетле, бельгийский астроном и математик, выводил
законы «общественного тела» из возможности их статистического
наблюдения. «Это великое тело, — писал он, — существует в силу
консервативных начал, как все, что вышло из рук Всевышнего; оно обладает
своим лицом, как самое высшее из органических существ. Приняв самый
общий взгляд на это существо, мы обнаружим в нем законы столь же
постоянные, столь же неподвижные, как законы, управляющие небесными
телами; мы имеем дело с физическими явлениями, в которых свободный
произвол человека совершенно исчезает и остается только дело рук одного
Творца. Совокупность этих законов, существующих вне времени,
независимо от капризов человека, составляет науку особого рода, которую я
назвал социальной физикой»
8
.
На становление доктринального социологического стиля существенное
влияние оказала атмосфера романтического подвижничества и энтузиазма,
свойственная новоевропейской идеологии обновления. Влияние романтизма
на формирование социологической программы наиболее отчетливо
просматривается в той ее традиции, которая изначально была сопряжена с
психологизмом — стремлением понять тайные движения души, малую
вселенную, противостоящую мерному ходу истории. Идея самоценности
личности, остроты жизни с тех пор не покидала социологическую топику,
даже если и не вполне отвечала критериям строгой научности. Контроверза
«живой жизни» и «бездушной схемы» возникала всякий раз, когда
социология входила в фазу методологического кризиса. В начале XX в.
неокантианцы Г. Риккерт и М. Вебер противопоставили концепцию
«идеального типа» «переживанию действительности», а на исходе столетия
эта проблема обнаружила себя в виде атаки на аналитический аппарат
социологии с позиций «качественной методологии».
7
KassirerE. The philosophy of Enlightenment, Princeton: Princeton
University Press, 1951. P. 13.
8
Quetelet A. Lettres sur la theorie de probabilites. Bruxelles, 1849. P. 263.
13
Hosted by uCoz