Navigation bar
  Print document Start Previous page
 167 of 290 
Next page End  

за республиканцев. И наоборот: избиратели с низкими доходами были
склонны голосовать за любого кандидата.
С началом «Нового курса» американский электорат стал резко
стратифицироваться: люди с доходами выше среднего, придерживавшиеся
демократических взглядов, переменили их на республиканские, а те, кто
принадлежал к малодоходным группам, стали симпатизировать
демократической партии.
В 1936 г. на пост президента США претендовали Франклин Рузвельт —
демократ и Альфред Лэндон — республиканец. Журнал «Литерэри
Дайджест» разослал по почте десять миллионов бюллетеней — была
охвачена примерно треть американских семей. Вернули бюллетени 2 376 523
человека. Очевидно, выборка «Литерэри Дайджест», состоящая из
владельцев телефонов и автомобилей, была обречена на смещение в пользу
республиканцев. Так и получилось. Предвыборный опрос показал, что за
Лэндона собираются проголосовать 57% избирателей, а за Рузвельта — 43%.
На выборах же победил Рузвельт с результатом 62,5%, а за Лэндона было
подано 37,5% голосов.
К этому времени службы Дж. Гэллапа, Э. Роупера и А. Кроссли уже
давно вели эксперименты с выборочными опросами. В частности, Гэллап в
1935 г. установил сдвиг политических ориентации состоятельных
избирателей вправо, а бедных — влево. В 1936 г. он обнаружил, что
большинство владельцев телефонов предпочитают Лэндона Рузвельту, в то
время как только 18% получающих пособие собираются голосовать за
Лэндона. 12 июля 1936 г., когда началась предвыборная кампания, Гэллап
опубликовал статью с предупреждением об ошибке «Литерэри Дайджест»,
который, как считал автор, по всей вероятности, предскажет победу Лэндона
над Рузвельтом со счетом 56: 44. Гэллап получил этот прогноз, разослав по
почте всего 3 тыс. бюллетеней. Он подробно проанализировал причины
возможной ошибки. В ответ в «Литерэри Дайджест» была опубликована
сердитая статья, где редактор писал: «Никогда и никто еще не предсказывал
результаты наших опросов еще до того, как они начались... Нашему доброму
статистическому другу (имелся в виду Гэллап. — Г. Б.) можно было бы
напомнить, что эти старомодные методы обеспечивают «Дайджесту»
правильные прогнозы с точностью до одной сотой процента»
10
.
Основной источник систематической ошибки вопросе «Литерэри
Дайджест» — использование для определения адресов респондентов
телефонных справочников и регистрационных книг владельцев ав
10
GallupG. Op. cit. P. XV.
160
Hosted by uCoz