Navigation bar
  Print document Start Previous page
 198 of 290 
Next page End  

Например, изучая воздействие телепередачи на политические установки
зрителей, исследователь должен убедиться, что возраст испытуемых в
различных группах варьирует незначительно. Почему возраст? Потому что
из предшествующих исследований известно, что возраст влияет на
политические установки. Следовательно, этот признак подлежит контролю.
Несколько по-иному оценивается, например, численность блондинов,
брюнетов или шатенов. Обычно такого рода параметрами при изучении
политических установок пренебрегают, почему-то не считая их значимыми.
Чем больше параметров учитывает исследователь, тем надежнее
эксперимент.
Затем начинается полевой или лабораторный этап эксперимента.
Иногда утверждается, что это самый главный этап — собственно
эксперимент. Такое суждение опрометчиво. Успех или провал эксперимента
зависит прежде всего от того, насколько тщательно проработаны его
идеальная схема, план проведения и ожидаемые результаты. Лабораторное
(полевое) исследование не должно сталкиваться с «нештатными»
ситуациями, т. е. ситуациями, не предусмотренными предварительно
разработанным планом. Если это происходит, полевую работу надо
немедленно прекратить и вернуться к проектированию исследования.
Неудача исследования заключается отнюдь не в отрицательном результате
— иногда он имеет большее значение, чем Положительный, — а в
получении ничего не означающих данных.
Предположим, что все идет «штатно» и мы находимся на полевом этапе
эксперимента. Здесь одна группа объектов подвергается воздействию
экспериментальной переменной. Все, кто работает в «опытных» науках,
делают примерно одно и то же. Химик подвергает вещество воздействию
реактива и затем наблюдает, как оно меняет цвет. Физик нагревает газы с
целью продемонстрировать их расширение при нагревании. Агробиолог
охлаждает семена и затем фиксирует динамику роста яровых (правда, потом
это оказывается ошибкой). Социолог показывает студентам учебный фильм
и констатирует усвоение материала.
На этом эксперимент не заканчивается. Чтобы убедиться в том, что
данные результаты возникли вследствие воздействия именно
экспериментальной переменной, а не какой-либо иной, следует сопоставить
параметры экспериментальной группы с параметрами группы, где никаких
воздействий не применялось. Различие между этими параметрами и есть
результат воздействия экспериментальной переменной. Если различие
нулевое или несущественное, мы констатируем отсутствие связи. Если
применение экспериментальной переменной значительно изменяет
распределение изучаемого признака, имеются основания предполагать
причинную связь между ними. Такова общая схема, которая лежит в
основании более сложных планов эксперимента.
191
Hosted by uCoz