Navigation bar
  Print document Start Previous page
 45 of 290 
Next page End  

Эта задача включает в себя процедурный, эвристический и оценочный
компоненты. В социологии тип часто артикулируется в метафорических
терминах. «Капитализм», «социализм», «социальный статус», «роль»,
«профессия» сначала предстают в качестве образов, а потом формулируются
как дефиниции. Но и естественные науки не избавлены от беллетристики в
своих глубинных основаниях.
Традиционная эпистемологическая драма заключается в отсутствии
критериев объективного существования типа. Релятивизм находит здесь
аргументы для отказа от стремления нормальной науки постичь истинное
состояние вещей. Реализм настаивает на существовании объективных
«порождающих структур». Феноменология ищет непосредственно
«усматриваемые» смыслы социального взаимодействия в «жизненном
мире». Неокантианство занято реконструкцией априорно «должного» в
хаотическом мелькании «сущего».
При всех методологических подходах сохраняется главное требование
диагностической процедуры — она должна быть подчинена задаче
обнаружения объективного типа. Построение шкал и диагностических
методик в чем-то похоже на шаманство: выбор релевантных переменных,
исполнение операций и исчисления предполагают предварительное
знакомство с «духом», которого надо вызвать наружу. Для его появления
необходимы также тщательность и упорство в исполнении аналитического
ритуала. Как и всякий научный ритуал, диагностическая процедура
подчинена технической схеме и, коль скоро схема начала работать, она
перестает зависеть от исследователя. Латентный «дух» возникает сам из
глубины признакового пространства, а не создается творческим
воображением.
Природа латентных переменных связана со специфической функцией,
которую они выполняют в системе социального взаимодействия. Как
правило, латентные переменные не осознаются в качестве мотивов и целей
социального действия, скрываясь за явными переменными. Например, явная
функция высшего учебного заведения заключается в обучении студентов, а
латентная функция — оптимизировать выбор брачного партнера
8
.
Каким же образом выйти из «двусмысленности» явного и латентного
языков? Первый путь
это выведение переменных из теоретических
допущений — в этом случае исследователь знает замысел происходящего и
может отделить существенные и релевантные признаки от несущественных
и нерелевантных. В знаменитом диалоге о демоне Сократа Плутарх пишет о
некоем смысле, передаваемом демоном без посредства голоса. Этот смысл
соприкасается с разуме
8
Мerton R. Social theory and social structure. Glencoe, III .: Free Press,
1949. P. 50.
45
Hosted by uCoz