Navigation bar
  Print document Start Previous page
 9 of 290 
Next page End  

Отчетливое различие между научным и художественным способами
получения и артикуляции социологического знания провести нелегко. Чаще
всего научные суждения перемешаны с художественными метафорами,
политическими клише или метафизическими рефлексиями. Однако за
стилистическими контаминациями угадываются очертания вполне
определенных интеллектуальных стилей. Если принять сентенцию Ролана
Барта, что человек — это стиль, становится ясно: за типом социологического
дискурса стоит тип социолога. Иоханн Галтунг указывает на два
действующих в социологии персонажа: «рассказчик» (story-teller) и
«строитель пирамид» (pyramid-builder)²
— мысль довольно рискованная,
поскольку прямо ведет к культмассовой полемике о «физиках» и «лириках»
и, далее, о «левополушарных» и «правополушарных» субъектах. Все-таки
критерии разделения лучше искать не в людях, а в содержании
социологического знания.
Несмотря на видимое многообразие в корпусе социологического знания,
можно выделить три доминирующих стиля или типа рассуждения. Первый
тип представлен классическими социологическими доктринами,
предлагающими различное толкование исторического процесса и развития
общества как целого. Второй тип — социальные обследования, цель которых
заключается в сборе и систематизации сведений о состоянии общественной
жизни. Третий тип — социологические исследования, фокусированные на
проверке гипотез.
Возникновение социологических доктрин принято связывать с именем
Огюста Конта, который придумал необычное латино-греческое
словосочетание «социология» для обозначения высшей науки об обществе.
Роберт Мертон имеет основания считать эту терминологическую инновацию
«самым ужасным гибридом, который когдалибо обозначал науку об
обществе»³. Однако дело не в терминах. Нет никакого сомнения, что
социологическая проблематика была широко представлена до Конта в
воззрениях просветителей (например, одна из ключевых социологических
идей — идея прогресса — была развита в сочинениях А. Тюрго, Ш.
Монтескье, М. Кондорсе), основателей индуктивного научного метода (Ф.
Бэкона, Т. Гоббса, Д. Локка), авторов различных утопических версий
организации общества на разумных началах.
У истоков европейской социологической мысли стоят величественные
учения древних, прежде всего Платона и Аристотеля, 
2
Gallung J. Theory formation in social research: A plea for pluralism //
Comparative methodology: Theory and practice in international social research /
Ed. by E. Oyen. London: International Sociological Association, 1990. P. 96.
3
Merlon R. On theoretical sociology: Five essays, old and new. New York:
The Free Press, 1967. P. 2.
9
Hosted by uCoz